Есть часть славной истории Русской православной Церкви и христианского учения во всей полноте Истины Иисуса Христа.
Православное сознание издавна проникнуто историей великого седого многонационального Кавказа с двуглавым великаном Эльбрусом, вид коего с давних пор привлекал и вдохновлял историков, писателей и поэтов; художников и музыкантов; композиторов и фотографов на создание редких и уникальных творений, на кои способен дух творческой личности.
«…Даром получили — даром давайте. Не набирайте себе ни золота, ни серебра, ни меди в ваши пояса, ни котомки в дорогу, ни двух хитонов, ни сандалий, ни посоха, ибо работник достоин своей пищи».(Мф.10:810).
В 40 году начала первого века от Р.Х.
Апостол Андрей Первозванный и Симон Каноний проповедовали в причерноморских колониях Греции на Западном Кавказе среди горских народов: алан, абазгов и до…
(Дорофей, епископ). Ибо работники, посланные к язычникам, тоже не должны ничего брать у язычников —
«Итак, мы должны поддерживать таких, и чтобы нам стать соработниками в истине».(3 Ин.78).
Новый расцвет христианского учения связан с развитием и становлением Византии в период правления императора Юстинана
Великого и образованием Аланской епархии с центром в горном ущелье Б. Зеленчука. Древние христианские памятники и полуразрушенные храмы Северного Кавказа до сих пор сохранились в верховьях Кубани и Теберды; на Б. Зеленчуке (три храма!), в горах кабарды и на Рим-горе — близ Кисловодска — как немые свидетели расцвета Византийской Церковной культуры.
Начало русской колонизации Северного Кавказа явило ещё один этап развития православной церкви предгорий Эльбруса. В 1555 году — в составе посольства «пятигорских черкесов» была и депутация гребенских казаков Приэльбрусья. К 1787 году в 35 сёлах проживало почти по тысяче душ мужского пола. При образовании на Северном Кавказе оборонительной линии военных укреплений и крепостей, обозначавших
новую границу Российской империи,
начато было и заселение Приэльбрусья казаками с Дона и Волги. Переселенцы
вместе с домашним скарбом привозили походные казачьи (синего цвета Небес обетованных!) деревянные, без гвоздевых связок,-церкви, которые просто было разбирать и собирать на новом месте. В стародавние времена наши предки ценили такие церкви по их духовно- моральной значимости для верующих воинов и
защита церкви была одной из первых святых обязанностей казака, ибо сказано, что
«Когда Я послал вас без кошелька, котомки и сандалий, разве вы в чём-то испытывали недостаток? — И они сказали: Ни в чём. И Он сказал им: Но сейчас тот, у кого есть кошелёк, пусть возьмёт е г о, подобно т о м у и котомку; и тот у кого нет м е ч, а пусть продаст свою одежду и купит меч». (Лк.22:3538). Первоначально донские, хопёрские, украинские и волгские казаки заселялись на Кислые Воды из крепости Александровской. Да в те стародавние времена брали с собою в дорогу и меч, и саблю, и ружьё; слова Спасителя вовсе не означали, что всем надо поголовно вооружаться, но времена поменялись, поменялись и порядки. Поменялось отношение мирских людей друг к другу и язычников становилось неизмеримо больше и больше с каждым годом…
История церкви Воздвижения Креста Господня в станице Кисловодской как раз берёт начало в те времена, когда в 1825 году казаками была собрана походная казачья церковь, освященная в честь Воздвижения Креста Господня. Ведь 385 семей переехало из Александровской крепости и почти все были православными.
В 1895 году казачье общество станицы ходатайствовало о расширении церкви перед епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром в виду малой вместимости походной казачьей церкви. Также мечтали и о возведении новой колокольни, больших размеров. Благословение на перестройку храма было получено, и с 1896 года начался сбор пожертвований от прихожан. Сборная книга на строительство новой церкви выдана на имя казака Елиазара Матвеевича Нагорного и крестьянина Евдокима Михайловича Докукина.
Руководство строительными работами возводимого храма проводил приходской священник Михаил Лисицын. Реконструкция шла быстро и споро, с Божией помощью , — и была успешно завершена в 1906 году.
(Вид храма на Фото).
В то время пятигорский купец Антон Курилов выкупил казачью церковь в станице Кисловодской и установил её в Алексеевском посёлке (ныне п. Свободы города Горячеводск), которая была собрана и освещена в 1910 году и около двух веков и она с любовию сохранена до наших дней — носит название Церковь Покрова Божией Матери. Ибо , — «Возлюбленный подражает не злому, а доброму. Кто делает добро, тот — от Бога, кто делает зло, не видел Бога».(3 Ин.11). Казачья походная церковь относится к шатровым храмам 1819 вв. и имеет форму четырёхстороннего креста. Центр храма образован восьмиугольным барабаном с оконными проёмами и на него опирается высокий шатровый купол в виде восьмигранной пирамиды, увенчанной восьмигранным куполом — луковицей. Церковь хорошо видна со многих точек Пятигорска.
С 1875 по 1861гг. Кавказскую епархию возглавлял Преосвященный Владыка Святитель Игнатий (в миру БРЯНЧИКОВ (18071867)), епископ Кавказский и Черноморский. Он основал в 1846 году Ставропольскую духовную семинарию.
По благословению епископа Игнатия за два года (18591860гг.) было возведена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского собора Казанской иконы Божией Матери.
В 1875 году во Владикавказе была открыта епископская кафедра на правах викариатства Грузинского экзархата. В её состав вошли все осетинские православные приходы. А с 1885 года были присоединены и православные приходы, входившие в Терскую область. Первым архипастырем Владикавказской епархии (с 1875 по 1889гг.) был пастырь народа преосвященный епископ Иосиф
(в миру — Иван Иванович Чепиговский (18211890)), наречённый благодарной паствой верующих как Апостол Осетии.
Период с 1917 года стал для страны богоборческим, по велению властей уничтожались святыни и храмы РПЦ, убивали священников, пытаясь низвести на нет Веру и святую память о праведниках и святых земли русской. Но Господь поругаем не бывает… Новые времена конца прошлого века и начала нынешнего — Нового века возрождения Веры и Любви в душах россиян, — вселяют уверенность в возрождении былых святынь РПЦ на Северном Кавказе.
Первой, — возрождённой церковью на Кислых Водах — стал храм Крестовоздвижения (что высился в станице Кисловодской до 1939 г.- до года его разрушения и поругания).
К концу 1986 года кирпичное здание было построено. Первым её настоятелем стал священник Сергей ЛИМАНОВ. Воистину сбылись на деле чудные и пророческие слова Господа Иисуса Христа :"… на сём камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её"(Мф. 16:18).
Храм был возведён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Внутрен-
нюю роспись здания с 1986 по 1996гг. проводил московский художник Н.И.
Бурейченко. Тридцатый год радует глаз и душу верующих прихожан синяя дивная Церковь Воздвижения Креста Господня с позолоченными крестами на куполах, оглашая окрест северной части курорта Кисловодска мелодичным колокольным звоном.
илл.- от автора