Инженер из старой России, которого не тронул даже Сталин. Шуховская башня на Шаболовке. За свою невероятно долгую историю построение ни разу даже не реставрировали.
Бонч-Бруевич писал: «Владимиру Ильичу не давала покоя мысль, что наши радиограммы перебиваются империалистами, и он много раз возвращался к мысли построения в Москве мощной радиостанции, голос которой был бы настолько силен, чтобы он не мог перебиваться в соседних странах».
Шуховская башня на Шаболовке; ее конструкция на единицу высоты втрое легче, чем знаменитейшая Эйфелева башня в Париже. Стеклянные перекрытия ГУМа, вокзалов. Спроектированные и построенные первые нефтепроводы — тоже его детище. Паровые котлы, форсунки для распыления жидкости, строитель судов и танкеров. Благодаря идеям и разработкам Шухова появились нефтеперегонные установки, трубопроводы, насосы, газгольдеры, водонапорные и радио-башни, нефтеналивные баржи и дебаркадеры, доменные печи и хлебные элеваторы, железнодорожные мосты и маяки, заводы-холодильники и морские мины, плавучие платформы для тяжелых орудий и многое другое.
Отец — дворянин, титулярный советник, юрист и городничий. Мать — из семьи курских помещиков, писаная красавица и домашний деспот.
Высокий, подтянутый, благоухающий дорогим одеколоном (он не только протирал им руки, но и обливался) инженер казался образцовым джентльменом.
При появлении дам он вставал, к прислуге обращался на «Вы» и, как подобает джентльмену, закалял тело и дух. Сестры Шухова рассказывали, что по утрам он окатывает себя ледяной водой, спит по четыре—пять часов в сутки и на завтрак порой довольствуется только половинкой куриного яйца.
Он играл в теннис, бегал на лыжах и коньках и босым ходил по колкой стерне — тренировал волю. О том, что Шухов — заядлый гонщик-велосипедист, выигравший немало состязаний, Балансируя над огромным двухметровым колесом (в то время такие велосипеды остались только в цирках), он мчался по ухабистой грунтовке к финишной ленте, не боясь упасть и переломать себе кости. Инженер Шухов был очень, очень хорош —во всех отношениях. Владимир Григорьевич всегда нравился женщинам. Он был талантлив и хорош собой. Неудивительно, что в начале 1890-х годов в него была влюблена прославленная актриса О.Л. Книппер, позднее ставшая женой А.П. Чехова. Но Шухов не принял ухаживаний Ольги Леонардовны. Рассказывая о Шухове, то и дело приходится употреблять слово «впервые» и «первым», хотя, это вполне естественно, ведь речь идет о талантливом изобретателе.
---
---
В 1922 году «Рабочая газета» анонсировала первый радиоэфир: «Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте! В воскресенье, 17 сентября в 3 часа дня по декретному времени на центральной радиотелефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт. В программе русская музыка».
В 1939 году легендарная Шуховская башня начала транслировать не только радио, но и телевизионные программы.
Интересные факты:
• Шуховская башня имеет несколько названий — Радиобашня Шухова, Шуховская телебашня, Шаболовская телевизионная башня, и Радиобашня Коминтерна.
• По первоначальному замыслу высота башни должна была составлять 350 метров (она могла переплюнуть Эйфелеву башню высотой 300 метров, которая на тот момент была самым высоким сооружением в мире). Но что-то пошло не так и в итоге окончательный вариант Шуховской башни имел высоту 160 метров.
• Тем не менее Шуховская башня стала локальным рекордсменом: долгие годы она была самым высоким сооружением всего Советского Союза — до появления сталинских высоток.
• Башню строили без использования кранов: каждая конструкция собиралась на земле внутри башни, а потом с помощью лебедок поднималась наверх.
• Шуховская башня стала первой телевизионной башней страны. Она многие годы служила верой и правдой, а перестали использовать ее только в 2002 году.
• В 1939 году Шуховская башня выстояла при столкновении с самолетом!
«Над районом Шаболовки показался в небе какой-то одинокий самолет, что само по себе в те годы было удивительно. Самолетов тогда вообще мало видели, а тут — над Москвой, да еще и над густонаселенным районом. Самолет был маленький, не то спортивный, не то почтовый и он явно терпел бедствие: летел на малой высоте и очень неровно», — так описывали эти события в журнале «История телевидения».
«Летчики погибли, но других жертв, к счастью, не было. Когда Сергей Васильевич прибыл на место (был вечер и его срочно вызвали из дома), все уже было кончено, самолета не было и только вокруг во дворе валялось множество писем, из чего можно предположить, что он был почтовым. Потом говорили, что самолет летел из Киева.
Но главное было в другом. Как рассказывал Александр Петрович, возникло опасение, что башня в результате удара получила непоправимые повреждения и могла упасть. Хотели даже эвакуировать жителей из близлежащих домов. Однако после тщательной экспертизы оказалось, что опасения эти, к счастью, оказались напрасны. Башня достойно выдержала удар и даже не потребовалось ее ремонтировать», — заключили в «Истории телевидения».
Инженер каждый день протирал руки одеколоном. При свечах. Когда приехали врачи было уже поздно… Случайно задев Великий ученый опрокинул горящую свечу на себя… Он прожил 85 лет.