Некоторое время назад, особенно в нулевые годы, когда цены на нефть установились на непривычно высоком для многих уровне, в российское общественно-информационное пространство стали вбрасываться популистские лозунги о том, что нефтегазовые доходы/сверхдоходы необходимо раздавать напрямую гражданам, зачисляя их на специально открытые счета. Как, например, это делают в ОАЭ. Особенно на данных тезисах спекулировали левые и левоцентристские партии. Сначала КПРФ, а потом подключилась и Справедливая Россия.
На деле же подобные инициативы не имеют ничего общего с реальностью. По крайней мере, в наших условиях.
Во-первых, давайте сравним нашу ситуацию с ОАЭ. В России добывается около 10 млн б/с нефти, в ОАЭ — примерно 3,2 млн б/с. При этом население России составляет 147 млн человек, в Эмиратах — под 10 млн. То есть, на душу населения в России приходится 0,068 млн б/с, в ОАЭ — 0,32 млн б/с. Таким образом, обеспеченность арабов нефтедобычей больше, чем гражданина России в 4,7 раз.
А если же брать непосредственно экспортные объемы, вычитая внутреннее потребление, то разница станет еще более существенной. И это мы не сравнивали размеры страны, хотя бы те части, где проживает население. Очевидно, что количество «жилых» квадратных километров, которые необходимо обеспечивать России всевозможной инфраструктурой, куда больше, чем в ОАЭ.
Но да ладно, рассмотрим вопрос с иной точки зрения. Возьмем среднюю цифру нефтегазовых сверхдоходов, которые ожидаются в ближайшие годы. Это 6 трлн рублей. В пересчете на каждого жителя России получается 40810 рублей в год или же 3400 рублей в месяц. И сильно ли богаче станут граждане России? Большинство даже не заметит такой «щедрой» прибавки, хотя для кого-то это будут действительно неплохие средства.
Однако что мы получаем взамен? Мы накачиваем потребительский спрос, который в силу отсутствия достаточного количества отечественных предприятий, пойдет на увеличение импорта. А оставшаяся часть средств перекочует на банковские депозиты, то есть, уйдет в финансовый сектор. Да, что-то, действительно, достанется и отечественным предприятиям реального сектора экономики, но таких примеров будут единицы.
Собственно говоря, если все же и возвращаться к ОАЭ, то страна как раз зарабатывает за счет экспорта нефтянки и предоставления финансовых услуг. Затем арабы тратят заходящую валюту на импорт, потребляя в основном зарубежные товары и услуги.
Но если идти по такому пути, то те же самые КПРФовцы и справедливороссы первыми будут кричать о том, что наша страна является бензоколонкой, продает ресурсы и покупает на нефтедоллары все остальное. А также будут добавлять, что необходимо ввести импортные пошлины и чуть ли не запретить ввоз иностранной продукции.
Но как вы в этом случае будете развивать отечественные предприятия, если у вас все нефтегазовые сверхдоходы ушли на прямые выплаты гражданам, которые не будут вкладывать в аналоги сомнительных ваучеров, чтобы через 15 лет их 3400 рублей в месяц наконец-то вернулись в кошелек.
Поэтому все подобные рассуждения являются только лишь дешевым популизмом, который не ведет ни к чему, кроме как к упрощению и деградации экономики.
Повышение благосостояния и реальных доходов граждан возможно исключительно через развитие внутреннего производства, через развитие высоких технологий, производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, выстраивание производственных цепочек, повышение производительности труда, усложнение экономики и т. д.
Но на все это нужны масштабные инвестиции в реальный сектор экономики, которые автоматически повышают уровень реальных доходов населения. Как напрямую через создание высококвалифицированных рабочих мест, так и косвенно через увеличение выпуска товаров и услуг и, соответственно, снижение реальной стоимости продукции.
А в какие сектора необходимо вкладывать нефтегазовые сверхдоходы — здесь уже вариантов огромное количество.
Вышеописанная модель является упрощенной, но раскрывающей суть вопроса. Раздача вертолетных денег, будь то нефтегазовые сверхдоходы или же включение печатного станка, целью которой является стимулирование потребительского спроса, может быть эффективна только на коротком промежутке времени. В средне и долгосрочной перспективе, без управления финансовыми потоками, она ведет исключительно к структурному кризису и снижению реальных доходов граждан. Что мы, собственно говоря, и наблюдаем в США и Европе.