Скерцо"Балет невылупившихся птенцов", Модест
Петрович Мусоргский, иллюстрировано репродукцией В.Гартмана.
Балет несбывшихся надежд,
балет несбывшихся мечтаний,
отчаяний,
и сбывшихся нечаяний.
Пока, пока — ещё быть может,
между чужих ненужных неотложностей
в межу, где, жизнь, и как-то сложится.
Балет непонятых обид…
Но предкам было ясно видно —
их смехотворность очевидная.
Обширность памяти и ироничности —
почти единый смысл, почти синонимичны.
____________
Скерцо написано Мусоргским под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году. На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» — ученики балетной школы. Они пытаются «летать» — танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Композитор ЗАМЕНИЛ юмористическое сравнение художника ПРЯМЫМ подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов — прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе)."Картинки с выставки" оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю. Его оркестровка безупречна с технической точки зрения, и, кроме того, в ней очевиден такт Равеля, его стремление наиболее полно сохранить и передать композиторский замысел Мусоргского. Мастерство Равеля-оркестровщика (а также и то, что «Картинки «часто исполнялись оркестром под руководством Кусевицкого) сделало эту вещь одним из самых известных произведений Мусоргского — по крайней мере, в Европе.
Меня глубоко трогает приём углубления темы Мусоргским: не развивать сатиру до гротеска, а вернуть ближе к природе, к подражанию.
17/04/2020