Если мы обратим внимание на такой банальный предмет как телефон, то внезапно окажется, что купить его сегодня может буквально любой. Разумеется, мы говорим про дешевые модели.
А вот скажем 30 лет назад мобильный телефон был роскошью невероятной. Ваш покорный слуга ходил с огромной дурой и огромной антенной, которая торчала из этой дуры, и это было очень круто по тем временам. Для меня тогда имело значение во что я одет и наличие неудобной коробки в руках. А потом пришла Нокия и аппарат можно было сунуть просто в карман.
А 40 лет назад в СССР мобильных телефонов не было. Я не имею в виду рации и прочее барахло, я говорю именно про мобильные телефоны. Сегодня эта штука у всех: у детей, у стариков, у всех-всех. Вопрос только функционала и, соответственно, цены.
Итак, за 30 лет мы прошли путь от предмета роскоши за несусветные деньги до звонилки, которая не стоит почти ничего.
Зануды, успокойтесь! Я не про видео 4К, кучу мессенджеров и интернет-банк. Я про то, как ваша бабушка может позвонить вам, и, если повезёт, то даже отправить смс.
30 лет, которые перевернули мир, и соединили всех на этой планете.
Потерпите еще немного, я сейчас перейду к делу.
На эту поляну приходили титаны, разорялись, уходили, появлялись новые лидеры, была сумасшедшая драка за потребителя, бурные были годы, скажем прямо.
Разработка новой модели — это миллионы долларов, а в магазине он не стоит почти ничего. При массовом производстве чем больше ты сделал, тем ниже себестоимость за единицу. Если предположить, что товар выпущен бесконечно большим тиражом, то себестоимость единицы равна нулю.
И если мы захотим препарировать любой телефон, то увидим, что чипы создают в одном месте, софт в другом, пластик в третьем, экраны в четвертом, рингтоны сочиняют вообще в десятом, а на заводе все это собирается и упаковывается в красивые коробочки, которые приехали, черт знает откуда.
Потом это все перемещается в разные части света разными логистическими компаниями, чтобы попасть на прилавок и получить ваши деньги, а потом уже перекочевать в ваш карман.
Таким образом, маленький стограммовый кусочек пластика, перед тем как он попал к вам, прошел через реальные и виртуальные руки сотен тысяч людей из разных стран и всё ради того, что бы этот параллелепипед мог звонить и отправлять смски, будучи предварительно проданным за те самые смешные 20 долларов. Иными словами — почти за ноль.
Если мы начнем препарировать цену продажи то заметим, что там внутри лежит себестоимость, логистика, прибыль, наценка продавцов, таможня и, черт знает что еще. Да, да, вот в этом вот смешном прайсе.
Как возможно, что чудо-машинка, с помощью которой ваша бабушка звонит вам, стоит копейки, но при этом не ломается, обеспечивает устойчивую связь и, самое главное, цена продажи устраивает всех: разработчиков, сборщиков, логистов, продавцов, рекламщиков и потребителей?
Вы еще следите за моей мыслью?
Это возможно потому, что есть такое понятие как «международное разделение труда», когда каждый из участников вносит в общее дело то, что умеет делать лучше всех с точки зрения соотношения цена-качество.
Создателю продукта не надо самое дешёвое или самое дорогое. Ему нужно ровно то, что в точности соответствует задаче. И вот, если у тебя есть мозги, то ты берешь со всего мира лучшее, что тебе необходимо, выдаешь готовый продукт и говоришь: смотрите, что я сделал ! тащите денежки ! И если ваш товар того стоит — его купят. Обязательно купят.
Создание по настоящему сложного изделия сегодня — будь то телефон, автомобиль, самолет, скоростной поезд или даже современная швейная машинка — это мозаика, которую ты собираешь из огромного количества фрагментов.
Каждый пазл, из которого ты рисуешь общую картину, создавался компетенцией людей, которые потратили на него несусветные деньги, время, которые учились, экспериментировали, доводили до совершенства, подбирали материалы, а потом вышли на рынок, возможно, с одной единственной гайкой, но- о чудо!- это гайка выдерживает такие нагрузки в агрессивной среде, в которой любая другая умирает, ставя под угрозу работу узла, а тот, в свою очередь, работу всего изделия.
Когда вы держите на ладошке маленький кусочек пластика, то вы должны понимать, что развитие человеческого общества дошло до той точки, которая соединяет в одном телефоне невероятное количество компетенций разных людей, компаний, стран.
Собрать всё в одной точке, чтобы продать вам телефон за копейки, по которому ваша бабушка будет всегда оставаться на связи — вот что такое современная цивилизация.
При создании новой модели вы не тратите время на изучение пластиковой вселенной на вашей ладошке — вы опираетесь на компетенцию лучших людей в этой области на планете.
Лучших. Людей. На планете. Понимаете?
Они не выпускают телефоны- это не их бизнес, но они делают экраны, которые не царапаются, чипы, которые не горят, пластик, который не бьется, математику, которая не сбоит. Вы просто берете у них что вам нужно, или они создают по вашему заказу, ровно то, что вам необходимо.
Это называется бизнес и это единственно верный подход к делу.
А вот эти вопли, мол, мы все сделаем сами и нам никто не нужен, — это называется бред, тупиковая ветвь эволюции.
Либо ты со всем миром участвуешь в создание товаров, которые востребованы на рынке, либо мир тебя просто не заметит, а ты сначала пересядешь с Лексуса на простую машину, потом еще проще, потом на собранную из разных железяк, а потом- вэлкам!- гужевой транспорт.
Когда мне было лет шесть, я помню жил летом у бабушки с дедушкой, а у соседей был ишак. Звали его Иосиф, в честь сами знаете кого. Машин не было, жили бедно, так я очень завидовал своему дружку, одного со мной возраста, который возил на этом ишаке сено и гордо шел рядом с трудолюбивым парнокопытным.
Если вы думаете, что дистанция от Лексуса до ишака огромная, то мне представляется, что обратную дорогу за те же 30 лет можно пройти легко. Не хотелось бы.