Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Сам инструмент выглядел как домра и внешне был совершенно не похож на ту балалайку, которую считают национальным русским инструментом.
Именно о балалайке треугольной формы говорят, как об исконно русской.
Что ж.
Однажды русскому музыканту Василию Васильевичу Андрееву захотелось одеть народный инструмент «во фрак», и как свидетельствуют источники, подозрительно игнорирующие важные детали, некий петербургский мастер Франц Станиславович Пасербский выполнил заказ Андреева по данным эскизам. Все, что вы сможете узнать о Пасербском, выполнившем главную задачу — это то, что он работал в Петербурге с 1886 года, и годы жизни. Кое где вы встретите, что позже Пасербским балалайка была запатентована в Германии. В Гер-ма-нии! Но и все! Больше ничего в информационном пространстве вы, скорее всего, не узнаете. Ни где родился, ни где умер. Не сообщается его национальность! Ни где учился, ни где прожил основную часть жизни. Улавливаете? Нет?
Зато везде акцентируется, что даже не по эскизам, а по чертежам. Что ж — чертежи музыканта Андреева, ок.
Но совсем анекдотично выглядят статьи, где Андреев в начале приходит к некоему мастеру Иванову, тот после уговоров заказ выполняет, но… (внимание!) — далее происходит тот же поход к мастеру Пасербскому… Роль Иванова в этой истории, с первого взгляда, совершенно не понятна. Ведь если бы создал ее он — зачем тогда Пасербский? Если создал Пасербский — какова роль Иванова? Детективная история, не правда ли.
Единственное логическое объяснение, которое можно сделать, но оно нигде не озвучивается — это что Иванов по просьбе Андреева и составил эти чертежи. Но за реализацией пришлось идти к немцу, или кто он там. Только нежеланием признать за иностранным мастером заслугу в рождении русской балалайки можно объяснить полное отсутствие биографии этого великого мастера. Но, впрочем, разве это ново — затирать в истории истинных героев, только за то, что они не той национальности. Зато теперь есть чисто национальный инструмент.