Как в XIX веке работалось тем, кто почти не общался с людьми, не встречался с начальством и отвечал за тысячи жизней: Путевые обходчики
Путевой обходчик
Стоит пора коротких дней.
Морозы — тридцать да четыре.
Длиннейшая из всей ночей
Заволокла снега Сибири.
А ветер — выплещет глаза…
По магистрали по сибирской
Летят, как птицы, поезда:
То товарняк, то пассажирский.
Цепочкой огненной — экспресс,
За ним — состав с таёжным лесом
Прогрохотал, во мгле исчез,
Равняясь скоростью с экспрессом.
Они летят в кипящий снег,
Вверяясь рельсам беспредельно.
… Идёт по шпалам человек
Во мгле морозной и метельной.
Стучит по гайкам молотком,
Рожок засунув под фуфайку,
И длинным гаечным ключом
Снимает брякнувшую гайку.
Он изучил за двадцать лет
Все интонации металла.
За двадцать лет, и спору нет,
На рельсах всякое бывало.
Вручали год тому назад
Ему за бдительность награду,
А он и рад был и не рад:
Нет никаких наград не надо!
Что пережил, что перенёс,
Едва предотвратив крушенье!
Такой же был в ту ночь мороз,
Снегов такое же кипенье…
Как он с петардами бежал,
И вдруг дыханье захватило,
Забилось сердце и упал.
И как неведомая сила
Оторвала его от шпал.
…Он вспоминает случай тот,
Ему и радостно, и жутко.
И, завершив ночной обход,
Он входит, вздрагивая, в будку.
Снег отряхнул, и на часы
Глядит сквозь мокрые ресницы,
И трёт холодные усы
Холодной жесткой рукавицей.
Из кружки чай горячий пьёт.
На серых валенках калоши.
На стенке радио поёт.
Певцу захлопали в ладоши.
(Кубышкин Михаил)
Железная дорога в XIX веке — это совсем не то, что видит современный человек. То есть, строго говоря, и рельсы, и шпалы, и насыпи с тех пор свой облик сильно не изменили, но вот прежний внешний вид локомотива, пассажирских вагонов, станций сохраняется разве что на старых фотографиях. Да и работники железной дороги не те, что сто лет назад — нет кочегара, ушли в прошлое профессии обер-кондуктора и стрелочника. И стали частью истории обязанности и быт путевого обходчика, как и эти их домики, где можно было спрятаться от городов и цивилизации.
Что делал путевой обходчик
Первая в России железная дорога — Царскосельская, соединившая Петербург с царской резиденцией, начала функционировать в октябре 1837 года. Спустя четырнадцать лет первый поезд соединил старую и новую столицы — была открыта Николаевская (сначала — Санкт-Петербурго-Московская) железная дорога. И сразу же с появлением нового вида транспорта возникла и новая профессия — путевой обходчик.
Человек этот отвечал, ни много ни мало, за безопасное движение поездов по железнодорожным путям — на своем участке. Каждому обходчику выделялось 7−8 верст пути, которые требовалось постоянно контролировать и содержать в порядке. Ежедневно, независимо от погоды, обходчик проходил весь маршрут, внимательно изучая состояние рельсов, шпал, насыпи.
При себе путевой обходчик обязательно имел инструменты, с помощью которых можно было сразу же устранить возникшую неисправность: например, затянуть ослабшую гайку, забить вылезший костыль, которым рельс крепился к шпале. В случае, если проблема была серьезной и требовался вызов ремонтной бригады (например, если рельс оказывался сломанным, лопнувшим), обходчик предупреждал машиниста приближающегося поезда: для этого бежал в сторону состава, подавая сигналы, для этого при нем всегда были красный и зеленый флажки или — в темное время суток — фонарь.
Использовались и специальные петарды — металлические кружки, которые обходчики клали на рельсы в качестве предупреждения машинисту о неполадке: самая дальняя петарда — за версту, вторая и третья — через каждые тридцать шпал. Вреда эти кружки не наносили, но машинист слышал хлопок, который был сигналом, что необходимо остановить поезд. Кроме того, обходчик был вооружен духовым рожком, которым подавал специальный сигнал — тоже о торможении.
Как работали и где жили путевые обходчики
Обходчику передавалась будка, которая была установлена в непосредственной близости от железнодорожных путей, а также участок с домом — там могла с относительным комфортом проживать вся семья служащего. В доме устанавливалась печь (как правило, каменная, не русская), имелся погреб и порой ледник, а к дому прилагались сад, огород, колодец и обширное пространство для покоса — то есть можно было еще и содержать скот. Общий размер участка, на котором обустраивался обходчик, мог достигать полутора гектаров.
Работа была сложной и физически изматывающей, но обходчик имел и привилегии относительно крестьян: ему выдавался паспорт, начислялось небольшое, но все-таки жалованье, выделялись казенные дрова, обеспечивалась летняя и зимняя форменная одежда: в теплое время года — гимнастерка, штаны и сапоги, в холодное — тулуп, меховая шапка, валенки.
Жили обходчики уединенно, часто — вдали от населенных пунктов, поэтому запасами обзаводились надолго. Еду подвозила специальная дрезина либо у будки обходчика останавливался поезд с вагоном-лавкой. Провизию передавали сразу мешками, за прочими товарами приходилось специально отправляться в ближайший город.
Как путевые обходчики и их дома стали частью прошлого
Железная дорога в XIX веке не просто стала удобным и относительно доступным видом транспорта, за территорией вблизи полотна следили тщательно, и она радовала глаз путешественникам. Будки станционных смотрителей, как и штакетник вокруг них, как и садик рядом, выглядели аккуратно и одинаково — существовал некий единый стандарт. Да и пути благодаря ежедневному обходу содержались в порядке и в чистоте, маячные шпалы были покрашены, шпальные ящики заполнены щебнем.
Будки с наступлением XX века начали оборудовать служебными телефонами, и обходчики передавали начальству информацию о состоянии вверенных им участков пути уже в режиме реального времени. Так, на протяжении десятилетий, и работали обходчики, предотвращая аварии и даже крупные железнодорожные катастрофы, а вдобавок обеспечивая приятный вид из окон вагонов для пассажиров — к какому бы классу они ни принадлежали и каким бы классом ни ехали.
В шестидесятых годах прошлого века эта профессия и этот образ жизни уже были частью истории — многое на железной дороге было автоматизировано, старый способ осматривать пути был признан более не актуальным, появились бригады монтеров пути. А домики обходчиков, больше не привязанных к своему месту жительства, постепенно ветшали и разрушались, как и сторожевые будки, следы которых сейчас можно обнаружить разве что на совсем безлюдных перегонах железной дороги.