Рудольф Владимирович КОПЫЛОВ (1926−2011), родился в Нижнем Тагиле. Учился в Свердловске в мастерской художника Семерикова И.А.(1886−1963), который был одним из первых членов городского Союза художников. Затем проходил курс обучения у художника Слюсарева И.К.(1886−1965). С 1946 по 1951гг. учился в художественном училище Нижнего Тагила в классе художника О.Э. Бернгарда — ученика известного мастера графики и живописи Урала и Кавказа Л.В. Туржанского (1873−1945). С Бернгардом Копылов частенько ходил на этюды вдвоем на Висим — родину писателя Мамина-Сибиряка через гору Белая. В 1955 г. Рудольф Владимирович был одним из организаторов Художественного фонда Нижнего Тагила. В 1968 был принят кандидатом в Союз художников СССР, а в 1970 — за многочисленное участие в областных, зональных, всесоюзных и зарубежных выставках — в члены СХ СССР.
В Москву на утверждение в СХ он представил серию гравюр об истории Нижнего Тагила: «Этих дней не смолкнет слава», «Памятные места Нижнего Тагила «(12 листов), серию гравюр «Река Чусовая» и серию гравюр «СУЗДАЛЬ».
Долгие годы работал в региональных Союзах художников страны: Ульяновска, Краснодара, Саратова, Майкопа и Волгограда.
В Волгоградском СХ проработал больше всего — около десяти лет…
И годы, проведенное на берегах Волги художник вспоминает с особой благодарностью к тем людям, которые окружали его и стали близкими коллегами. В то время Копылов много работал пастелью — «Волжские мотивы», создал серию гравюр «Царицын, Сталинград, Волгоград», ездил в Суздаль и выполнил дорогие сердцу серии гравюр «Город Волжский» и «Город Волгоград», начал работал в техниках Х2 (ксилография торцевая) и офорте (травленый штрих) — С3.
Свои первые книжные знаки Копылов выполнил в 1962 г. — 45 лет назад, в технике Р1 — цинкография (штриховое клише). Толчком у этому увлечению, ставшему страстным занятием всей последующей жизни, стала статья Семена ИВЕНСКОГО, где искусствовед и знаток графики подробно рассказал о техниках выполнения книжных знаков.
До 1976 г. Рудольф Владимирович выполнил экслибрисы для искусствоведа С.И. Ивенского (1963), режиссера Б. Гронского, профессора А. Малахова, доктора О. Михельсон, Б.В. Смиренского, художника Н. Стрижака (1964), К. Козловского, большого знатока графики П.Е. Корнилова (который с С. Ивенским и московским графиком А. Калашниковым учили Р. Копылова, который делал первые шаги в освоении всех премудростей гравирования экслибрисов и графических миниатюр на линолеуме, самшите, металле и пластике), Евгения Минаева, С. Фортинского, иеромонаха о. Варравы, А.И. Юпатова, М. Панькова (1965), А. Калашникова, М. Шолохова, Н. Калиты (1966), Бородаева (1969), В. Лобурева (1970), Г. И. Кизеля, П. Горцева, А. Котлова, Э. Гетманского (1974), В. Меркулова (1975), Я. Бейлинсона (1976), и др.
Всего за период с 1962 по 1976гг. мастер выполнил более 400 книжных знаков для писателей, поэтов, искусствоведов и библиофилов СССР. Затем был перерыв в 12 лет в связи с переездов в родные места. В 1976 г. Копылов вернулся на уральскую землю, о которой очень тосковал на берегах Волги. Экслибрисная деятельность среди библиофилов и графиков Урала оживилась в Свердловске с созданием секции книжной графики и экслибриса городского клуба «РИФЕЙ» (Председатель секции — С.А. Ваксман — доцент, к.т.н.) с 1988 по 1998гг.
Р.В. Копылов выполнил еще около 400 экслибрисов для: В. Манжуло (1988), П. Упитиса, Трухницкого, С.А. Ваксмана, Марио де Филипписа (1989 — Италия), Артура Марио да Мота Миранда (Португалия), В.В. Панкова, А. Селе, Н.И. Яценко (1990), Ю. Бородаева, А. Чернова, А.В. Сазонова, Д.И. Кирилишина (1991), Е. Синилова, У.Э.Батлера (Лондон), В.О.Альбертина (1992), С. Демина (1993), Ю. Шанина (1995), Н. Федосеенко, Г. Кизеля и др.
Причем около 300 книжных знаков этого творческого периода в десять лет были выполнены гравером — мастером цветного экслибриса в 2 — 5 — 8 досок!
Не каждому художнику удается воспитать талантливого Ученика, не похожего на Учителя манерой исполнения экслибрисов, мироощущением и техникой, но глубинно связанного с ним.
Таким Учеником явился для Рудольфа его сын — Владимир Копылов, который в мае 1990 г. Представил свои 75 работ вместе с 300 работами отца на выставке Свердловского клуба любителей книги «Рудольф и Владимир КОПЫЛОВЫ».
Любимой темой Рудольфа Копылова является тема: Поэзия и искусство России: С.А. Есенину он посвятил за 40 лет работы (с 1967 по 2007) около ста книжных знаков — для: исследователя жизни и творчества Есенина — В.П. Поликарпова (Беларусь), Н. Федосеенко, поэтов С. Белова (Москва) и Е. Бригиневича (Кавминводы), коллекционера Д.И. Кирилишина, журналиста и издателя каталогов «Образ Есенина в экслибрисе» В. Меркулова (Московская обл.). Поэт жил и творил строки стихов, как пел — легко и просто, естественно, чуму учился с детства от природы, — оттого до сих пор волнуют нас образы и чувства, темы, поднятые Есениным! Свежи строчки, полные злободневных мыслей, которые принимаются полно, всем сердцем - о том, что ощущалось некогда по молодости и помнится до сих пор с благодарностью:
«Я страдал… Я хотел ответа…
Не дождался… Уехал… И вот
Через годы… Известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.
На одном из энаков «Есениниана З. Ульмана» пред нами тальянка на фоне избы с окошком, в котором виден полумесяц. Сергей Есенин любил народные и современные песни, сам играл га русской гармони, ощущая душою ранимой нежность и теплоту грустных слов песен, их грусть и задор, ту мелодичность и музыкальность поэзии текстов! Без русской трёхрядной гармони не обходилось ни одно значимое событие в деревне. Трёхрядка была спутницей Есенина по жизни и нашла отражение в поэзии:
Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул
за косогор.
Илл.-
Фотоснимок
от автора