Мы стояли на улице в Мариуполе, разговаривали с группой местных. Что-то громкое опять прилетело в «Азовсталь».
— Хай они горят синим пламенем эти азовцы! — сказала женщина. — Заварили бы их там!
Сказано это было с таким ожесточением, что ее слова трудно было принять за произнесение того, что мне — россиянке — было бы приятно слышать. Я начала спрашивать — откуда такое отношение к «Азову» (запрещен в России), к ВСУ.
Мне как обычно рассказали о том, что женщин, которые в первые дни войны пытались противостоять появлению огневых точек в их домах, били прикладами, как расстреливали людей, просивших военных уйти от их домов. И люди слышали это не с чьих-то слов, а были сами участниками событий. За эти недели они поняли, что защитники — вовсе не защитники и возненавидели их. Они говорили про подпаленные дома, и я все время думала, что это — фигура речи. Что они имели в виду — стреляли в дома, снаряд попал в дом. Но выяснилось, что подпаленные — это подпаленные. И действительно в Мариуполе много черных домов, которые просто сожжены. Их поджигали ВСУ, отходя. Чтобы просто не оставлять целыми.
Очередная поездка дала мне более четкое понимание, чем же таким являлся «Азов» для Украины. Я намерено говорю «являлся», и позже объясню почему. Вообще, он был кастой. Кастой, в которую мог бы вступить молодой человек, чтобы стать кем-то. На майдане в 14-м я видела, как люди, бывшие никем, становились кем-то. Вот они жили, жили, копали картошку, ездили на заработки, а тут раз — и они вершители революции. Раньше смысла в их жизни не было. А теперь появился — от них зависят мировые процессы. Украина с помощью Америки и Европы сделала все, чтобы вырастить эту касту, сделать ее модной, популярной. Азовцы, родившиеся в небогатых семьях, не получившие образования, не перегруженные интеллектом, должны были понимать, что они — особые люди. Они — надо всеми прочими.
Для этого осознания их особенности делалось все — им платили, им выдавали модную одежку, у крестьян забирали паи, отдавали этим людям, они пользовались социальными льготами. А главное — им прививалась мысль о том, что они особенные. Эта особенность подкреплялась символикой. Это очень примитивное выделение из общей массы — символом, татуировкой — но оно же и было рассчитано на примитивных людей. И отлично работало. И вот он весь такой — азовец — приодетый Америкой и Польшей, книжку в руках не державший, открывающий везде двери ногой — уже и герой для самого себя, и для массы примитивных людей. Он уже не пойдет ненавидеть власть — она его обласкала. И ему ума не хватит понять, что обласкала она его потому что — 1. Она ему в реальности никогда не даст пробиться к следующей социальной ступеньке, это только для ее — власти — детей. 2. Когда-нибудь он станет мясом.
Украина пыталась создать эту особую касту не только для войны с Россией, но и для снятия социальной напряженности у себя. Тебе не нравится бедная жизнь? Иди в «Азов». Но надо всем этим стоит одно условие — для того, чтобы вступить в эту касту, надо не быть интеллектуально развитым, надо не быть образованным. Но это условие как раз и связано с социальным аспектом.
А почему я сказала «являлся». Потому что каждый новый день пребывания «Азова» на «Азовстали» разрушает этот образ на ножках из грязи, из которой, по сути, многие и выбрались в касту. Азовцы скулят, берут заложников, меняют их на еду, посылают своих жен плакаться к папе римскому, проиграв бой, требуют, чтобы их спасли и отправили куда-нибудь в Турцию. По сути, ведут себя не как каста военных, а как перепуганные сельчане. Что и неплохо — быть сельчанином. Но просто каждый должен знать свое место.