Вы когда-либо слышали собственный голос в записи? То наверняка были удивлены его звучанием. Большинство людей, впервые столкнувшись с отстраненным звучанием собственной речи, даже не сразу признают, что эта речь произносилась именно ими. Маленькие дети вообще не различают свой голос в записи.
Почему один и тот же звук ощущается нами столь по-разному и где здесь правильное звучание? Стоит сказать, что восприятие звука зависит от среды или, точнее сказать, препятствия, которое преодолевает звук. Это может быть воздух или жидкость.
Этому явлению дал объяснение профессиональный постановщик голоса голливудских актеров Нельсон Воган. Он развел понятия восприятия звуков при непосредственном их произношении и прослушивании. В первом случае человек не просто задействует уши: звук проходит через жидкость внутри него, ту, которая наполняет внутренние органы. Начинаясь в гортани, звук в виде вибраций распространяется по воздуху, и это как раз то, что слышат окружающие нас люди, это же фиксируется различными звукозаписывающими аппаратами. Однако мы сами воспринимаем и еще один вид вибраций — звук, проходящий через жидкости и ткани головы.
Жидкостью наполнено внутреннее ухо, воздухом — среднее ухо, и оба они находятся между собой в компрессии. Кроме того, есть еще гортань, которая также наполнена жидкостью и представляет собой мягкую ткань. Таким образом, мы слышим свой голос, проходящий через различные жидкости и плотные ткани нашего тела. Естественно, что просто в воздухе звук движется более свободно и образует иные вибрации. Эта разница в движении звука создает целую палитру тонов и оттенков, и в результате слышимый нами голос и голос, слышимый окружающими нас, — не равные друг другу «волны».
Многочисленные исследования показывают, что «внутренний» голос, как правило, отличается в сторону более низкого или более высокого тембра, чем голос «внешний». И потому с полным правом можно утверждать, что каждый человек имеет два голоса, и оба из них его собственные, настоящие: а какой из них воспринимается приятнее — зависит от самого слушателя.
Индивидуальное восприятие: почему нас раздражают звуки, на которые другие не обращают внимания
Наверняка вы сталкивались с тем, что кого-то из вашего окружения раздражают звуки, к которым лично вы остаетесь равнодушными. Например, если окно комнаты или рабочего кабинета выходит на оживленную трассу, то кого-то шум машин отвлекает, других — раздражает, третьи — вообще не обращают на него никакого внимания. Почему так происходит? Все дело в индивидуальном восприятии.
У каждого из нас есть так называемый абсолютный порог слуха — минимальный уровень звука, который он способен услышать. Чем выше порог слуха, тем ниже слуховая чувствительность.
Наибольшая чувствительность слуха человека находится в диапазоне 10004000 Гц.
Порог слуха у здоровых людей в диапазоне от -10 до +10 дБ.
При этом, у каждого человека есть порог комфорта и болевой порог. Уровень звуков, вызывающих неприятные ощущения у человека с нормальным слухом — 100110 дБ и зависит как от состояния слуха, так и от уровня возбудимости нервной системы.
Очень часто, у людей с нарушенным слухом пороги дискомфорта повышены. При этом, у многих людей с сенсорной тугоухостью, порог может быть такой же, как и у здоровых людей (100110) или ниже (80 дБ).
Уровень звуков, вызывающих болевые ощущения, составляет 130140 дБ. Вместе с тем человек может воспринимать не только сам звук, но и давление на барабанную перепонку. Порог дискомфорта у людей с нарушениями слуха может отличаться, то болевой порог у всех находится в одном диапазоне.
Некоторые могут сталкиваться и с так называемым слуховым феноменом — шумом в ушах, который возникает в результате нарушения функций внутреннего уха и центральных участков слухового пути. Понятие шум в ушах — это образное выражение, оно ничего не говорит о причине заболевания, его лечении и последствиях.
В редких случаях шум в ушах вызывают объективные причины. Субъективный шум в ушах — это чаще всего явно возникающая форма. При этом нельзя установить место возникновения шума в ушах. Как правило, решающим для терапии является то, насколько человеку дискомфортно от этого.
Как слух адаптируется под окружающую среду
Наши органы слуха обладают адаптационной способностью, сущность которой заключается в том, что в результате воздействия звука происходит повышение или понижение слуховой чувствительности. Под влиянием сильных звуков чувствительность уха падает, а в тишине происходит адаптация к ней и чувствительность обостряется.
Характер и степень понижения слуха, т. е. повышения порогов, определяются интенсивностью, частотой и продолжительностью воздействия экспериментального тона. Такая адаптация является своего рода защитой уха и центральной нервной системы от травмирующего действия звукового раздражителя, а также способствующего повышению работоспособности органов слуха.
Такой «защитный механизм» срабатывает благодаря нервно-мышечному аппарату среднего уха и слуховых центров звукового анализатора. Адаптационное понижение слуховой функции, наступающее в результате воздействия звукового раздражителя, исчезает в тишине после прекращения влияния, но происходит это не сразу, затем чувствительность восстанавливается.