Начнем с того, что в самом названии рассказа «Актёрская гибель» кроется трагический финал героя, в частности, старого комедианта Щипцова, который тяжело заболев, как видно, на нервной почве и тоски по родине, залег у себя на квартире. Тоска по родине может объясняться тем, что человек, будучи актером, испытывал в своей среде, где не было у него родственной души, ощущение глубокого одиночества, разумеется, под влиянием усилившегося стресса.
Пока актер Щипцов болел, каждый из его собратьев по цеху приходил навестить его. Приходил его навестить и антрепренер Жуков, с которым он часто конфликтовал и который послужил последней каплей, переполнившей терпение человека. Комично было то, что каждый из актеров советовал заболевшему принимать касторку или «на грудь», а при отсутствии оного бегали в аптеку за «отравой». Не обошлось и без спиртного — якобы для выздоровления.
Итак, нашего бедолагу травили касторкой, поили коньяком, в конце концов, пустили кровь. В художественных произведениях, казалось бы, на первый взгляд, алогичные поступки людей или неприемлемые предметы для обстановки, могут нести собой тот или иной символ или глубокий смысл. Касторка в рассказе — это символ яда или отравы. Коньяк, будучи спиртным напитком, может быть символом спаивания или алкоголизма, чем как раз и страдают актеры. И третье, кровопускание может быть символом того, что на протяжении многих лет из актера Шипцов пили кровь, как из самого здорового и жирного быка, а, по сути же, он — самое слабое звено среди прочих.
Да, театральная или актерская среда — это самая что ни на есть лицемерная среда, где рулят конкуренция и зависть в гипертрофированной форме и где, как следствие, актеры друг друга отравляют… нет, не ядом, а едким словом и пьют друг у друга кровь — морально!
Самым слабым звеном всегда являются простодушные. И как правило, они отличаются богатырской силой, внешностью, каким, впрочем, и был артист Шипцов, которому Чехов мог бы дать и другую фамилию, скажем, Быков или Буйволов. Я даже представил себе сцену корриды, где тореадор пускает кровь быку на глазах десятитысячной публики, сидящей на скамьях амфитеатра и пристально наблюдающей кровавую сцену. Вот так и с актера Щипцова доили кровь и постоянно травили. Разумеется, в рассказе все показано в символах — надо только их читать!
Истина: человек человеку не друг, а волк, тем более, если это не человек, а артист! Зависть в артистической среде пуще прежнего рулит, чем в какой бы то ни было. Сами же артисты те еще лицемеры и пройдохи. Они, кстати, лицемерию учатся всю жизни. Как говаривал мой отец, который обладал всеми талантами присущими гениальному артисту, артист хорош только на сцене, а в жизни он полное… Здесь я умолчу, что говаривал мой отец. Вы можете лишь догадаться!
На ум мне приходят выдающиеся артисты… Они так мало жили!.. или, если относительно долго, то, как правило, в мучениях. Что касается меня лично, я бы ни за какие коврижки не стал бы артистом или актером, хотя, надо признать, в нашей преподавательской среде тот еще гадюшник, не говоря уже о том, какой гадюшник рулит в Киберпространстве! Кажется, вся армия гадов, то есть, змей переползла из так называемого реального мира, где мы едим и какаем, спим и по-настоящему сношаемся и т. п., в цифровой мир зачерствелых сердец.