Мне думается, что главный герой романа Айзека Азимова «Двухсотлетний человек», Эндрю, — это авторский подход выражения сущности человека, а также намек на аномальное происхождение человека вообще. Ведь, сам человек, можно спокойно утверждать, — природная аномалия. Так и Эндрю, один из многих роботов с позитронным мозгом, оказался аномальным, который пошел дальше своих программных возможностей, что привело его, в конец концов, к идее стать человеком. Трудно представить себе, что у бездушного робота появилась мечта, что роднит его с человеком! Именно, такая эмоция как мечта делает человека человеком! И в его случае, не просто приобрести дом, машину, иметь много денег, а именно стать человеком. Намек на то, что для роботов Человек все равно что для людей Бог!
А что значит, стать человеком?!
А это значит: испытывать боль, радость, любовь и прочие эмоции.
А что взамен?
В конце концов, старость и смерть. И Эндрю был готов и на эту жертву, что делало его еще больше человеком, несмотря на то, что он был еще роботом.
Автор говорит нам, что человеческие эмоции делают человека человеком. Вспомните других роботов, начиная с первой главы. Скорее, эти роботы напоминают нас, бездушных людей, — ведь, часть людей живут как роботы, не выходя за рамки заложенных в них программ, тогда как, Эндрю, будучи роботом, — больше человек, чем большинство людей; он — творец, благодаря изобретениям которого, была продлена людям жизнь. А люди, наоборот, становились больше роботами, имея в себе все искусственное суть почки, сердце, легкие и т. д.
Также вспомните, чем стал заниматься Эндрю, будучи роботом, и что сделали его хозяева. Он стал делать оригинальные вещи, а его хозяева освободили от обязанностей робота. Именно с этого началась гуманизация Эндрю. Это авторский намек на то, что труд сделал обезьяну человеком. Но автор пошел дальше своих предшественников: он намекнул, что именно творческий, умственный труд, а не монотонный, выполняемый роботами, а в античные времена — рабами, труд.