Место для рекламы

«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»

«Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобиле

Советский автопром примечателен тем, что очень многим автомобилям давались прозвища. Некоторые клички смешные, некоторые обидные, но в целом народное творчество так или иначе ухватывало в названии суть той или иной модели. Традиция народного названия изделий отечественного автопрома живет и по сей день.

АвтоВАЗ

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, «Тазами» (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), «Числительными», «Ведроверами», «Жигами» и «Кирпичами». Классическое семейство ВАЗ (2101−2107) — это, как известно, — «Классика».

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» и «Единичкой». Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга — «Однерка», «Копье».

ВАЗ-2102 именовали «Двушкой», «Двойкой» и «Сараем». ВАЗ-2103 — «Тройкой», Трешкой" и «Трояном». ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — это, соответственно, «Четверка», «Пятерка» и «Семерка». Впрочем, «Пятерку» называли также «Пятачок» и «Петрик». «Семерку» — «Семеном», «Семафором» и «ХБМ» («Хочу быть „Мерседесом“ — из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища „Шестерка“, „Шаха“, „Шахтер“, „Шакал“, „Шамок“ и „Шайтан“. ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали „Зубилом“, „Зубилой“ и „Погремушкой“.

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками — „Чемодан“ и „Дуплет“. ВАЗ-2110 в народе окрестили „Mатрешкой“, „Беременной Антилопой“, „Чемоданом“, „Чириком“, „Мыльницей“ и „Обмылком“. Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали „Огурцом“, ВАЗ 2114 — „Четыркой“, ВАЗ-2115 — „Пятнашкой“ и „Полторашкой“, а минивэн ВАЗ-2120 „Надежда“ — не только по созвучию — „Безнадегой“, „Одеждой“ и „Константиновной“ (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 „Нива“ — отметилась кличкой „Ботинок“. А пятидверная „Нива“ ВАЗ-2131 — это уже „Крокодил“ или „Урал“. ВАЗ-1111 „Ока“ удостоился „титулов“ „Окунь“, „Табуретка“, „Бешенная Табуретка“, „Креветка“, „Окурок“, „Скворечник“, „Коробочка“.

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva — это „Шнива“. Lada Granta, случается, кличут „Гранатой“, ВАЗ-1118 „Калина“ — „Горбатой мышью“, „Крыжовником“, „Кониной“ и „Хомяком“, Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать „Невестой“, а к Xray прилепилось хулиганское „Хрей“.

ГАЗ

Автомобили семейства „Волга“ вне зависимости от поколений в народе называли „Баржами“ из-за солидных размеров.
Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую „Волгу“, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу — „Танк во фраке“. ГАЗ-24, легендарная вторая „Волга“, именовалась в народе не только как „Баржа“, но и как „Шаланда“.

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили „Тяни-Толкаем“. Впрочем, случалось, что „Волги“, равно как и „ГАЗели“, называли „Оленями“ — из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем „Шишига“, а за среднетоннажными грузовиками „ГАЗ“ закрепилось имя „Газон“.

ЗАЗ

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода — ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище „Запор“, что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как „Горбатый Запорожец“, или просто „Горбатый“ из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия — „Зюзик“, „Жужик“, „Пузырик“, „Жужелица“.

В 1966 году на конвейер стал новый „Запорожец“ — ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище „Ушастый“ из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка — „Чебурашка“. Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги „Крокодил Гена и его друзья“) тоже в 1966 году.

„Запорожец“ ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка — на „Мыльница“. Этот же седан именовали „Тридцаткой“ или „Сороковкой“ в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 „Таврия“ — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище „Ставрида“. Реже Таврию именовали „Тавриусом“ (отсылка к Ford Taurus), „Тварией“ и „Недовосьмеркой“ (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

УАЗ

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский „джип“ ГАЗ-69, — „Козел“ или „Козлик“ из-за особенностей езды по пересеченной местности — пресловутому „козлению“. Другие нередко использующиеся „метафоры“ — „Бобик“, „Бомбик“, „Бабон“.

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили „Коробком“ и „ЦеМентовозом“ (на украинский манер) и даже „Воронком“, а военные версии именовали „Крокодилом“, разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, — „Буханка“ — считай, второе имя. Другие варианты — „Батон“, „Булочница“, „Горбушка“.

Бортовая модификация машины получила свое прозвище — „Головастик“. Версии для муниципальных служб чаще называли „Санитаркой“ и „Таблеткой“.

Современный же УАЗ „Патриот“ нередко именуют „Патриком“, „Патрикеем“, „Бегемотом“ и „Патром“, ну, а УАЗ „Хантер“ — есть Hunter (англ) — иногда, шутя, называют, „Охотником“.

ЛуАЗ

ЛуАЗ-969 „Волынь“ — компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили „Луноходом“ (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также „Луизой“ (производное от ЛуАЗ), „Тушканчиком“ (за прыгучесть), „Утюгом“ (за форму кузова) и „Фантомасом“ (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища „Лягушонок“ и „Цыпленок“.

Ижевский автозавод

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, „Каблук“, „Москвич“, „Пирожок“, „Шиньон“, „Сапог“, а также „Маргарин“ и „Маскарад“. Хэтчбек Иж-2126 „Ода“, вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли „Орбитой“ и „Орбитом“.

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака „Orbit“, который уже был зарегистрирован за рубежом — так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

„Москвич“

Самые первые Москвичи, — 400 и 401-й — носили народное имя „Хоттабыч“. „Москвич-402“ (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли „Стилягами“. Седан Москвич-412, случалось, именовался „Барсиком“. Москвич — 21406 — „Колхозником“. Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 „Святогор“ удостоился титулов „Космич“ (по созвучию с „москвич“) и шутливого звукоподражательного наименования „Азылк“.

Экспортный вариант с официальным названием „Алеко“, разумеется, переиначили в „Калеку“ и „Бандерлога“. А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на „Святогор“ начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название — „Реногор“. Удлиненную версию АЗЛК 2141 „Князь Владимир“ звали „Длинный“ и „Вовка-морковка“.

Грузовики и автобусы

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, „Рафик“, „ГАЗель“, „Кибитка“. „КамАЗы“ известны под прозвищами „Татарин“ (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и „Пьяная лошадь“.

ЗИЛ-133 именовали „Щукой“, ЗИЛ-157 сравнивали с „Топором“ и „Колуном“ и за характерный цвет — с „Крокодилом“. ЗИС-151 прозвали „Утюгом“ за то, что он часто застревал.

„КРАЗы“ звали „Лаптями“, автобус ПАЗ-3201 — „Пазиком“, автобус ЛИАЗ-677 — „Сараем“ и „Скотовозом“, импортный, но как бы до боли наш „Икарус-280“ — „Гармошкой“ и „Колбасой“, народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ „Кабан“, Бычок».

Опубликовала    09 мар 2022
0 комментариев

Похожие цитаты

Русские на сдаются

Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первой мировой войны. Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода — 190 дней!

Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  18 июл 2012

Это не Россия встает с колен. Это СССР вылезает из гроба.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнгария  21 мар 2014

Вспомните время, когда Горбачев,
в СССР у власти…
Сгинуть Союз сильный обречен,
в Американской пасти…

Вроде «дружили» мы с США,
и президент пел «байки»,
Позже узнали, как мир крушат,
нелюди подлой шайки…

Премию мира себе засунь,
в то, куда всех вогнал ты,
Предал тогда Горбачев страну,
ради чужой Атланты…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛИКА-БУНТАРКА  11 авг 2014

Они боятся, что восстановится Советский Союз. Они не того боятся, то, что восстановится, будет круче Советского Союза.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЛорд Ланселот  21 дек 2021

…Каждый раз, когда я проезжаю по Садовому кольцу и вижу длинные очереди за визами у американского посольства, меня коробит. Утечка капиталов — это плохо, но утечка умов — это катастрофа. У великого Королева даже дачи не было, не нужна была, но он сделал для страны больше, чем все олигархи, которые живут во дворцах и катаются на яхтах. Этих олигархов и знают-то только потому, что они нажились на стране Королева и Гагарина…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAlex Sneg  14 янв 2017