В 1814 г. первый тост у гусаров Ахтырского полка был «За царя!», второй
«За Отечество!» А третий легендарный — «За прекрасных дам!»
-первоначально тост звучал так: «За прекрасных французских
монахинь, который сшили нам форму из своих ряс!» *
Обширность генных интуиций —
в накопленных традициях.
И 8ми-мартовые оды
имеют давнюю природу.
-Веками гены копят коды.
Для оных од, быть может, эти тосты
за дам, монахинь *- предки, просто.
— По аналогии с репостами.
Уверен: есть традиции ещё древнее —
объединений в хоре преклонений.
Сияния весенних нимбов
работниц (красные косынки)
или монахинь-капуцинок* -
большевикам, гусарам снились.
Но — о монахинях забыли,
о большевичках — иже с ними:
за дам на сердце, женщин пили,
за праздники души — дары любимых.
8-е. И в цене, скачком, растут цветы,
но более в цене — слова весенней чистоты:
об изумлении душевной простоты…
…Недостижимая непостижимость.
Неуловимая невыразимость…
И вечная нечаянность -любовь,
неповторимость жизни вновь и вновь, —
и поздравляет и тостует и тоскует и зовёт.
____________________________________________
*) Гусары — спецназ прошлого. После Бородинского сражения Ахтырский полк еще более прославился благодаря Д. В. Давыдову, который «первый подал мысль о выгоде партизанского действия» и с партией в 130 ахтырских гусар и казаков отправился в тыл неприятеля. После взятия Парижа, Ахтырский полк находился в местечке Аррас. Осмотрев полк Д.В. Давыдов, тогдашний командир полка, нашел внешний вид своих гусар довольно плачевным. Мундиры за время боевых действий изрядно обносились. Полк был расквартирован вблизи женского Капуцинского монастыря, монахини которого носили рясы «полкового» цвета, то есть коричневые. Решение подсказала сама жизнь, по приказу Давыдова сукно монастырского склада было использовано для пошива новых мундиров (легенды приписывают швейные работы монахиням — недаром же гусары так горячо благодарили их). На параде ахтырцы выглядели блестяще и произвели благоприятное впечатление на Императора. После этого, Александр I своим Указом повелел ахтырским гусарам на вечные времена носить коричневые мундиры. Потомки рода Лермонтовых (братья Владимир и Александр Лермонтовы, сыновья того дяди Михаила Юрьевича, который «скажи-ка дядя…») подтверждали правдивость этой легенды. Они рассказывают, что третьим тостом ахтырских гусар всегда был тост: «За французских женщин (уже не монахинь, как в 1814ом — Е.Е.), которые пошили нам мундиры из своих ряс (др. версия -хитонов)!». В разные годы ахтырскими гусарами были философ П. Я. Чаадаев, автор русских романсов, в т. ч. «Соловья» — А.А.Алябьев и декабрист А.З.Муравьев (с 1824 года-командир полка).
Только ахтырцам устав Императорской армии разрешал носить «серьгу Святослава». Элита! Византийский историк Лев Диаконов писал, что в ухо древнерусского князя-завоеватель Святослава была вдета: «…золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами». Д. Давыдов поступил к архырцам, будучи адъютантом генерала, грузинского князя Петра Ивановича Багратиона. Полк великих воинов был одарён авторами с поэтическими талантами, грузинским вкусом к тостам.
07.03.22
Шкваров А. Г. Генерал-лейтенант Маннергейм. Рожден для службы царской: летопись кавалерийских полков из послужного списка барона Маннергейма. М., 2005.
Виноградов А. К. Три цвета времени. 1931. Гл. 12 .
reenactor.ru/index.php?showtopic=96642
stihi.ru/2022/03/07/6674