ПОДАРОК ДЛЯ ЛИЛИЧКИ. КАК МАЯКОВСКИЙ ПОКУПАЛ «РЕНО»
«Рассматриваем фотографии из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, знакомимся с историей приобретения автомобиля и другими интересными фактами.
Однажды Владимир Маяковский сделал Лиле Брик удивительный подарок — машину марки „Рено“, которую купил за границей и переправил в Москву. Личный автомобиль в то время был роскошью, поэтому сразу же стал объектом зависти. Хозяйка научилась водить, подружилась с другими автолюбителями и как-то раз попала в ДТП. Подробности — в совместном материале и агентства „Мосгортур“.
„Форд“ — режиссеру
Маяковский очень любил путешествовать, а еще больше — радовать свою возлюбленную и музу Лилю Брик подарками из разных стран. В 1920-е годы немногим советским гражданам разрешалось выезжать за границу, но у поэта такая возможность была. Перед каждой поездкой Лиля составляла ему список желанных вещей (чаще всего дорогое белье, духи и наряды), и Маяковский привозил все, не жалея денег.
Но в апреле 1927-го, помимо обычного списка, он получил от Брик заказ для режиссера Льва Кулешова, в которого она какое-то время была влюблена. Лиличка писала: „Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том — какой. И решили — лучше всех Фордик“.
Перед тем как определиться с маркой, Кулешов и Брик изучили состояние московских дорог, возможность приобретать запчасти. Не последнюю роль играл и внешний вид машины, а также то, насколько легко будет ею управлять. Лиля добавила: автомобиль должен быть последнего выпуска, с полным набором инструментов и запасных частей.
„Рено“ для Лилички
Маяковский выполнил просьбу — Кулешов получил свой форд. В Москве все с удивлением рассматривали „железное чудо“, потому что личные машины были еще редкостью: после революции 1917 года все имеющиеся в стране автомобили передали в пользование партийным ведомствам. Кулешов с гордостью ездил по городу и приезжал на подмосковную дачу, где проводили лето Брик и Маяковский. Главной темой их разговоров на долгое время стала покупка автомобиля и для нее. Маяковский не мог ей отказать и решил накопить на машину. Лев Кулешов принес каталоги крупных автоконцернов, в итоге выбрали „Рено“.
В 1928 году Маяковский посетил Францию и Германию. Лиля озвучила ему не только стандартный перечень нужных вещей вроде чулок, шарфов и платьев, но и пожелания относительно автомобиля: „Лучше закрытая — conduite interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан“.
Практически вся их переписка во время этой поездки была посвящена желанному „Рено“. Брик не могла перестать говорить о нем, решила также, что в машине должны быть два предохранителя, электрическая щетка для лобового стекла, сзади фонарь, а сбоку дополнительный прожектор. Еще одно важное пожелание: „Только НЕ Amilcar!“ Скорее всего, это связано с тем, что именно в Amilcar погибла бывшая жена Сергея Есенина танцовщица Айседора Дункан. Немного подумав, Брик добавила, что ее авто не должно быть похоже на те машины, которые московское правительство закупило для использования в качестве такси.
А. Афанасьев и Л. Брик около автомобиля „Рено“. Автор А. Родченко. Москва — Ленинград. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
А. Афанасьев и Л. Брик около автомобиля „Рено“. Автор А. Родченко. Москва — Ленинград. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
„Рено“, а не духи и галстук
Все пошло немного не по плану: оказалось, что у Маяковского все-таки не хватает денег на покупку. Дело в том, что он рассчитывал продать пьесу французскому режиссеру Рене Клеру, но сделка не состоялась. Он отправил Лиле телеграмму: „Ввиду сего на машины пока только облизываюсь — смотрел специально автосалон“.
Но и вернуться домой без обещанного подарка он не мог. В Берлине поэт заработал недостающую сумму выступлениями и тут же отправил Лиле сообщение: „Покупаю Рено. Красавец серой масти: шесть сил, четыре цилиндра, кондуит интерьер. Двенадцатого декабря поедет в Москву. Приеду около восьмого. Телеграфируй. Целую, люблю. Твой Счен“. За автомобиль пришлось выложить 20 тысяч франков (в пересчете на сегодняшние деньги больше 900 тысяч рублей).
Маяковский вернулся в Москву в декабре 1928-го, а вот машину удалось доставить лишь в следующем году. На советской таможне „Рено“ пропускать не хотели, пришлось обращаться в Народный комиссариат внешней и внутренней торговли, где поэту выдали разрешение на провоз „без права перевода валюты и продажи в СССР“.
Когда автомобиль появился на улицах, многие стали обвинять поэта в буржуазности. Тогда же он написал строки:
Не избежать мне сплетни дрянной,
Ну что ж, простите, пожалуйста,
Что из Парижа привез Рено,
А не духи и галстук!
Автомобиль „Рено“, купленныи В. Маяковским в 1929 году в Париже. Автор А. Родченко. Москва. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
Автомобиль „Рено“, купленныи В. Маяковским в 1929 году в Париже. Автор А. Родченко. Москва. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
Брик за рулем
Лиле Брик мало было просто иметь автомобиль — она хотела сама его водить. Права она получила в июне 1929 года: „Я, кажется, была единственной москвичкой за рулем, кроме меня управляла машиной только жена французского посла“.
Правда, не обошлось без ДТП. Однажды на мостовой начинающая автоледи сбила восьмилетнюю девочку, которая вместе с мамой переходила дорогу в неположенном месте. Авария была не очень серьезной: автомобиль лишь слегка толкнул ребенка. Пострадавшая отделалась легким испугом, но милицию все равно вызвали. Дело дошло до суда, однако нерадивую водительницу оправдали. В качестве небольшой моральной компенсации она подарила девочке пуловер.
Маяковский тоже пользовался машиной — если она в этот день не была нужна Лиле. Правда, сам за руль он не садился — нанимал шофера.
Шофер А. Афанасьев заправляет автомобиль „Рено“. Автор А. Родченко. Москва — Ленинград. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
Шофер А. Афанасьев заправляет автомобиль „Рено“. Автор А. Родченко. Москва — Ленинград. 1929 год. Государственныи музеи В.В. Маяковского
„Несостоявшееся путешествие“
Лиля Брик серьезно увлеклась вождением: завязала знакомства с другими автолюбителями, заказала специальную одежду для поездок за рулем и выписала из Франции автоаксессуары — шапку и перчатки. Ее друг фотограф Александр Родченко, которому она не раз позировала, хотел, зная о ее новой страсти, устроить ей фотосессию у автомобиля.
Брик как раз собиралась поехать на „Рено“ в Ленинград и предложила Родченко сделать снимки на московских дорогах, а через „верст двадцать“ разойтись — она поедет по намеченному маршруту дальше, а он вернется обратно.
Брик подготовилась основательно — приобрела специально для съемки несколько нарядов. Фотографировались на Земляном Валу, у обочин, в самом автомобиле. Но в процессе Лиля все же побоялась ехать в Ленинград одна и решила вернуться. Потом они с Маяковским между собой так и называли эту серию снимков — „Несостоявшееся путешествие“.
Через год после смерти поэта Брик решила продать машину. Этим занялся друг семьи финансист Лев Гринкруг. В конце 1980-х автомобиль пытались найти, но не получилось — его следы были безвозвратно утеряны».