Премьера фильма состоялась 1 октября 1973 года. За первый год показа на широком экране, фильм посмотрели более 40 миллионов зрителей, таким образом, несмотря на присвоенную ему изначально 3-ю категорию, фильм стал одним из лидеров советского кинопроката за всю историю отечественного кинематографа.
Как снимали фильм «Земля Санникова»
История появления фильма тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный (Новосибирские острова), на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.
На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе — онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.
Легенда о Земле Санникова очень понравилась ученому и популяризатору науки, по совместительству писателю, академику Владимиру Обручеву. В 1922 году он начал писать роман «Земля Санникова».
В 1938 г. советские летчики доказали, что этой земли больше не существует. По предположению исследователей, остров был сложен не из скал, а из ископаемого льда, вечной мерзлоты, покрытого слоем грунта. А когда льды растаяли, Земля Санникова исчезла. Тем не менее она стала богатой темой для научной и художественной литературы. В 1926 г. был опубликован научно-фантастический роман В. Обручева, по мотивам которого в 1973 г. и сняли одноименный фильм. Впрочем, с литературным первоисточником он имел мало общего. Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов говорили: «Мы ведь написали совсем другую историю. К сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».
Съемки фильма с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке постоянно происходили конфликты. Даже определиться с окончательным актерским составом долгое время не удавалось.
Изначально Захаров (активно участвовавший в съемочном процессе), настаивал на следующем актерском составе: Армен Джигарханян в роли руководителя экспедиции Ильина; Евгений Леонов в роли слуги Игнатия; Игорь Ледогоров или Олег Даль в роли каторжанина Губина и Владимир Высоцкий — в роли авантюриста Крестовского.
Но первые четверо даже не пришли на пробы, так как были заняты другими делами и «не загорелись» фильмом. Восторженно идею фильма встретил только Высоцкий, получивший одобрение не только Захарова, но и обоих режиссеров.
После долгих переборов, режиссеры приняли за основу следующий актерский состав: Владислав Дворжецкий — Ильин, Георгий Вицин — Игнатий, Сергей Шакуров — Губин и Высоцкий в роли Крестовского.
К этому времени Высоцкий написал для фильма три песни: «Белое безмолвие» (для начальных титров), «Кони привередливые» (для сцены в ресторане) и «Балладу о брошенном корабле» (для сцены в Арктике).
Эпизодическую роль невесты Ильина должна была сыграть Марина Влади. Для всех актеров уже пошили первые костюмы (в том числе и меховые), и состоялись пробные репетиции некоторых разговорных сцен.
Этот состав и был представлен на утвеждение руководству «Мосфильма». Но в 1971 году на радио «Немецкая волна» (Кельн, ФРГ) прошла передача с песнями Высоцкого, в которой он упоминался как диссидент и оппонент советскому режиму.
Гендиректор «Мосфильма» Сизов был непреклонен: «никаких Высоцких и их песен в фильме быть не должно» (интересно, что в 1971−72 годах Высоцкий снялся на том же «Мосфильме» в другой картине, и подобных нареканий не возникло).
Заступничество некоторых именитых режиссеров, актеров и руководителей среднего партийного звена не помогло. Высоцкого в срочном порядке заменили неожиданно согласившимся на эту роль Олегом Далем, а музыку к фильму написал Александр Зацепин. Естественно, не стала играть эпизод и Влади.
Сразу же обнаружились проблемы с Далем — актера редко кто видел трезвым даже во время утренних съемок. Доходило до того, что Даль на съемочной площадке открыто ругался с режиссерами фильма, доказывая, что «эти дилетанты снимать кино не умеют».
Позже Дворжецкий и Шакуров приняли сторону Даля, и переругивание перешло в открытую конфронтацию. Произошло это на съемках «арктических» сцен. Вицин, со свойственной ему тактичностью, пытался спасти ситуацию, но это не помогло.
В довершение всего, режиссеры стали ругаться между собой. Дошло в конце концов до того, что актеры отказались выходить на съемочную площадку и отправили руководству «Мосфильма» телеграмму, в которой просили заменить режиссеров, в противном случае угрожая отказаться от участия в съемках.
Телеграмма заканчивалась эпически: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий, Вицин, Даль, Шакуров».
После этого весь актерский состав вызвали в Москву на переговоры. Режиссеров руководство менять отказалось наотрез, обещая лишь убедить Попова и Мкртчяна вести себя тактичнее.
В конце концов, при посредничестве Вицина, удалось уговорить Дворжецкого и Даля продолжить съемки. Шакуров отказался, написал заявление, получил выговор и был отстранен от роли.
После этого с Дворжецким и Далем актер не общался никогда, считая их беспринципными людьми. Через несколько дней на роль Губина был утвержден Юрий Назаров. Кадры, уже отснятые с участием Шакурова, переснимать не стали, и в некторых «арктических» сценах у Губина — его лицо, хоть в титрах актер и не упомянут.
Съемки продолжились, хотя контакт между актерами и режиссерами так налажен до конца и не был. Напряжение возникало еще не раз, особенно когда Мкртчян начинал менять что-то в сценарии или заменять диалоги главных героев более, по его мнению, подходящими. Почти после каждого такого случая шли переговоры с Москвой.
Многих онкилонов на съемках сыграли профессиональные танцоры. Чтобы придать нации онкилонов особый колорит, балетных набирали из национальных театральных трупп с характерной неславянской внешностью.
А чтобы добавить шарма, всем оникилонам к темным лицам придумали светловолосые парики. В роли шамана снялся знаменитый Махмуд Эсамбаев. Он же сам придумывал все «шаманские танцы».
Олег Даль, любивший придумывать красивые истории (как и его герой Крестовский), позже рассказывал о красотах Долины Гейзеров на Камчатке, где якобы побывала вся съемочная группа фильма для игры в натурных сценах. На самом деле, в Долине Гейзеров побывали только режиссеры и операторы, в целях проведения панорамных съемок.
Сцены с участием актеров снимались в других местах: в павильоне «Ленфильма» (эпизоды в помещениях); в Выборге (подъем Крестовского на башню); на Финском заливе («Арктика»); в горах Кабардино-Балкарии («Земля Санникова»), а проблемы с «гейзерами» и «извержениями» решались пиротехническими средствами.
Песни для фильма записал Олег Даль. До самого окончания съемок все были уверены, что именно его голос и прозвучит в песнях фильма. Однако, уже при монтаже, Альберт Мкртчян принял решение переозвучить песни.
Для переозвучки был приглашен Олег Анофриев, тактично получивший перед этим разрешение от Даля. Поэтому в сценах с песнями можно заметить некоторый рассинхрон изображения и звука (если актер изначально «поет» под готовую фонограмму певца, этого не происходит).
По слухам, в сценарии Захарова было запланировано, что до материка в конце фильма доберутся два главных героя — Ильин и Крестовский.
Однако загулы Даля становились настолько частыми, а его поведение — настолько неконтролируемым, что режиссеры приняли решение «убить» Крестовского, чтобы снять финальные сцены без Даля. Этим же обусловлено крайне редкое появление Крестовского в кадре во время событий на Земле Санникова.
Во время съемок фильма случались курьезные эпизоды.
Во время съемок эпизода, когда каскадер-дублер Даля завис на башне на металлической решетке, оператор заметил, что в кадр попадают телеантенны на крышах двух стоящих рядом домов.
Времени было мало — близился вечер. Поэтому ассистенты режиссера забрались на крыши домов и повалили мешающие съемкам антенны. Разгневанным жильцам, у которых перестали показывать телевизоры, Мкртчян распорядился выплатить по 100 рублей — внушительные в те времена деньги.
Махмуд Эсамбаев в костюме шамана любил заезжать в магазины и кафе и пугать народ.
Среди приглашенных на съемки балетных актрис не нашлось необходимой по сценарию рослой и широкоплечей актрисы. Поэтому режиссеры приняли решение снять в этой эпизодической роли реквизиторшу съемочной группы Зину, подходившую «по параметрам». Интересно, что позже Зинаида снялась более чем в десятке кинофильмов.
Режиссеры хотели снимать женщин-онкилонок «по сценарию» — в набедренных повязках с голыми ногами. Дворжецкий предупредил Мкртчяна — киностудия сразу «зарубит» фильм, увидев на экране такое количество голых женских ног. В итоге удалось получить разрешение «на ноги» от руководства киностудии.
Ради некоторой достоверности, было принято решение показать в фильме хоть какую-то островную фауну. Поэтому в нескольких кадрах появляется тигр. Но не доисторический, конечно, а самый обыкновенный, уссурийский.
Уже после окончания съемок фильма парторг киностудии «Мосфильм» нашел в зарубежной прессе упоминание, что в самом начале своего романа Обручев, под видом докладчика, рассказывающего о полярной экспедиции, выводит образ адмирала Колчака (который был известен не только исследованиями русского Севера, но и активным участием в белом движении).
Но, поскольку фильм практически ничего общего с романом не имел, претензия была снята.