Нам врали! Гетера- не шлюха. Гетера - гейша. Гетера значит - Друг и Товарищ. Богини не изображались обнажёнными, без одежды ваяли только гетер
«Когда отравленное слово
В меня метал мой грозный враг,
Узрел внезапно без покрова
Мою красу ареопаг».
В нескольких строчках стихотворения Фёдора Сологуба нашёл отражение миф, который родился вокруг судебного процесса, имевшего место в 340 году до н. э. Гетеру Фрину судили за то, что она позировала для статуи Афродиты, изображавшей богиню полностью обнажённой. Защитник Фрины якобы избрал такую решительную манеру убеждения судей, что легенда о ней намного пережила героев этого процесса. Хотя у историков остаются сомнения: а так ли всё было на самом деле?
Гетера значит «друг»
При рождении Фрина получила имя Мнесарета. Её родным городом была Феспия, но потом девушка оказалась в Афинах, куда, по некоторым данным, её отправил отец, фактически продав в диктерион — публичный дом. Есть предположения, что мать родила Мнесарету от раба, поэтому отец таким суровым образом решил судьбу 13-летней дочери.
Прозвище «фрина», означавшее «жаба» или «желтокожая», Мнесарета получила из-за оливкового оттенка своей кожи. Хотя не исключено, что прозвище носило охранительный характер, так как известно несколько гетер, именовавшихся Фринами.
Современников девушка поражала своей красотой и великолепной фигурой. Несмотря на ремесло, она отличалась скромностью — про Фрину говорили, что её невозможно увидеть обнажённой: она всегда носила длинные одежды и не посещала общественные бани. Только на праздниках в честь Посейдона она обнажалась, чтобы войти в море, но прикрывала наготу волосами.
Надо сказать, что гетеры, которых часто приравнивают к обычным жрицам любви, таковыми всё же не являлись. Само слово «гетера» происходит от ethes — друг, товарищ. Они действительно были не просто любовницами, а подругами, спутницами, часто составляли компанию людям искусства. Гетеры были хорошо образованы (Фрина — не исключение, отец дал ей практически такое же образование, какое давали сыновьям), разбирались в музыке, философии, могли поддержать беседу. Французский историк Пьер Дюфур, в 19-м веке составивший основательную «Историю проституции», пишет так: «Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Их постоянным местопребыванием были сады Керамики; там критиковали они одних, превозносили других, — стараясь поощрять самые небольшие успехи таланта. В местах общественных прогулок они появлялись обыкновенно на роскошных колесницах, закутанные в драгоценные ткани Востока, блистая красотой и грацией, сверкая драгоценными камнями, напоминая всем видом своим и осанкой неограниченных повелительниц фанатически преданного им народа».
Нам известно, что Фрина была любовницей и моделью двух великих античных художников. Считается, что именно с неё древнегреческий живописец Апеллес нарисовал Афродиту Анадиомену, выходящую из моря, а также Фрина позировала скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдской.
Пракситель получил заказ на статую Афродиты от жителей острова Кос. В то время богини не изображались обнажёнными, без одежды ваяли только гетер. И Пракситель, в полном соответствии с традицией, изваял Афродиту, задрапированную в плащ. Но потом он сделал вторую статую, обнажённую, словно подчёркивая тем самым одновременно величие богини и красоту женщины. Статуя, к слову, не сохранилась и известна по нескольким копиям. Фрина позировала для обоих изображений.
Жители Коса не решились установить статую обнажённой Афродиты и забрали «одетый» вариант. А вторую скульптуру приобрели жители города Книд в Малой Азии и поставили её в храме. Изображение пользовалось огромной славой, в Книд потянулись паломники, желавшие увидеть это чудо, что принесло городу немалый доход.
Тут бы истории и счастливо закончиться, однако она нашла своё продолжение спустя несколько лет. Известный оратор Евфий, который добивался расположения Фрины, был ею отвергнут. Желая отомстить гетере, он заявил, что своим позированием для обнажённой Афродиты она оскорбила богов — обвинение в Древней Греции весьма серьёзное. Фрина предстала перед судом, и всё могло закончиться для неё самым суровым приговором.
Суд в Древней Греции: жалость к слабым
Судьбу гетеры решал суд присяжных — гелиэя, в котором по правилам заседало около 500 человек. Но так как суд собирался практически каждый день, далеко не все являлись на заседания — Фрину судили около 200 судей. Хронист Афиней, описавший процесс, упомянул, что гетеру защищал Гиперид, ученик Платона, один из выдающихся древнегреческих ораторов. К сожалению, его речь успеха не имела, поэтому в качестве решающего аргумента Гиперид вывел Фрину перед судом, сорвал с неё одежду, и красота обнажённой женщины впечатлила судей. Они сочли, что в совершенном теле не может содержаться порочная душа, и в итоге оправдали Фрину. Но при этом указали, чтобы защитники больше не смели выводить подсудимых напоказ и вызывать жалость в судьях.
Миф красивый, но в нём есть противоречие: если судьи были так впечатлены Фриной, то почему запретили защитникам демонстрировать подсудимых? Тем более не будем забывать, что женщине на момент процесса было около 50 лет, так что её красота уже померкла.
Скорее всего, красивый миф сложился на почве существовавшей традиции греческого суда: обвиняемые всячески воздействовали на судей, стараясь вызвать у них жалость. Они приводили с собой жён, малолетних детей, стариков-родителей, стенали, плакали, в общем — не стеснялись в проявлении чувств. Легенда об обнажении прекрасной Фрины выросла из сюжета, который упоминается у философа и историка Идоменея Лампсакского, ученика Эпикура. Он рассказывает, что на суде, чтобы надавить на присяжных, Гиперид надорвал верхнюю часть одежд Фрины, чтобы она выглядела более жалкой и казалась жертвой. Приём сработал.
Сохранились также упоминания о том, что Фрина перед вынесением приговора обошла всех судей, дотронулась до руки каждого и что-то им сказала. Это произвело на присяжных такое впечатление, что они признали гетеру невиновной. Недаром про Фрину говорили, что против её чар за всю её жизнь смог устоять всего один мужчина — философ Ксенократ. Хотя, может быть, это тоже только красивый миф…
А что Фрина? Она обрела славу не только в соблазнении мужчин, но и в религии.
Греки настолько ассоциировали ее с Афродитой, что доверяли ей воспроизводить известный миф во время торжественной церемоний. В определенные дни она при огромном скоплении народа выходила обнаженной к морю и купалась в его волнах. Считалось, что в этот момент она буквально становилась богиней, которая возвращает себе девственность при каждом омовении