Ваятель придумал идею скульптуры, которая, сидя голышом на сыром камне думу думает и размышляет о грядущем, прошлом и сегодняшним. Тайм-время. Первый тайм он уже отсидел. Ваятель Огюст Роден, не чая о том, что получится в итоге, сваял изваяние силача, который подпёр кулаком голову, замыслился, изображая из себя философа. Основным мотивом создания скульптуры было движение тела к мысли или наоборот, движущиеся мысли заставили задуматься и поразмышлять на досуге после длительной силовой тренировки в поте лица. Говорят, что прототипом скульптуре послужил знаменитый боксёр с отбитыми мозгами и естественно, чтобы размышлять ему понадобилось подпереть свою голову увесистым кулаком. Да и сам скульптор всю свою жизнь боролся за право жить и творить в своём стиле, разрушая каноны, изготавливая востребованные в те времена статуэтки обнажённых фигур, такие как «Вечная весна», «Поцелуй», «Бронзовый век», «Адам», «Ева после грехопадения», «Ирис, посланница богов», «Идущий мужик» и др. Изображение обнаженного мужчины, застывшего в глубокой и напряженной задумчивости, изначально было частью монументальной бронзовой композиции Родена «Врата ада», задуманной по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери, которые должны были украсить вход в нового музея декоративного искусства в Париже. Микеланджело в своё время тоже создал скульптуру и назвал её «мыслитель», многие художники, вдохновлённые скульптурой поэта, философа и мыслителя создавали свои копии, и подобия мыслящих женщин и мужчин и даже задумчивых животных.
Очень многие мыслители, видя глубокую задумчивость в скульптуре, задумывались над тем, над чем задумался сидящий «Мыслитель» Родена. Версий появилось с тех времён и по сегодня невероятное множество. Но прежде чем рассказать о его мыслях, необходимо понять, о чём думал ваятель, французский мастер Франсуа Огюст Рене Роден. Спросить его нет возможности, ибо душа его давно обитает на высших уровнях информационного, эфирного поля ноосферы земли, а может уже и произошло перерождение её в новом теле новых гениальных мыслителей. А вот спросить тех, кто общался со скульптором и написал об этом в своих произведениях можно. Изначально Роден посадил фигуру на фоне мятущихся в аду душ, на верху ворот в ад на том свете и вот присел, в ужасе, ошеломлении и скорби от увиденного там.
— Обнажённый титан сидит, подперев подбородок рукой. -Пишет современный мыслитель.- Его раздумья невесёлые, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Глубокие тени падают из-под нависшей шапки волос, на переносице залегли резкие морщины, а слегка смещённый от движения руки рот делает лицо асимметричным. Если посмотреть на статую справа, то кажется, что человек, задумавшись, закусил зубами руку. Но не только голова — всё тело титана как бы мыслит, ищет выхода из сложного клубка проблем и противоречий. Справа движение согнутых рук и ноги, резкая линия лба и носа, наклон спины делают фигуру пружинистой, предельно напряжённой. С другой стороны впечатление меняется. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе…
Гениальный автор размышляет о путях поиска смысла жизни и поисках самого себя, обозревая скульптуру «Мыслитель» и давая свои ответы на вопрос: «О чем думает Мыслитель Родена?» Голый человек, согнутый как пружина, пластически организован вокруг основного центра — головы. Все главное, что происходит с ним, происходит в его голове. Когда смотришь на статую, возникает ощущение быстрого течения мысли, ощущение напряжения, переданного всей пружиной сгорбленного тела — в мозг… Мы имеем тут дело с явно с замкнутой на себя системой размышлений. Эти размышления не нуждаются и не могут нуждаться ни в каком комментарии. Его думы принципиально самодостаточны и очевидны. Силач заведен как часы и взведен как курок. Это герой-одиночка, герой мысли. Вряд ли он думает о том, как помочь нищему с парижской улицы или прачке с Монмартра. Нет, он думает о судьбах всего мира. Он думает — о себе самом, занят поиском себя в себе. Кроме того размышляет о жизни и о смерти, о вечности и бесконечности, и о философских законах в мироздании. И это так замечательно, что нет слов.
Мысли и размышления несут печать духовного терзания, а следовательно, и мыслей персонажа и его наблюдателей в мгновение, когда невеселые его раздумья сделали его лицо печальным, грустным и согнули его мощную спину. Отчасти это Прометей. Но в нем также можно найти пленника плотских страстей, обуревающих плотского человека. Мудро воздержался Роден от того, чтобы чьим-то именем назвать скульптуру. Все равно статуя не могла бы соответствовать сходству, намеченному заранее. Форма и содержание в этом новаторском изображении слиты воедино. Подобно обнаженным фигурам Микеланджело, «Мыслитель» далек от того, чтобы быть подделкой под раздетых натурщиков. Как и эти фигуры, он олицетворяет собой запечатленное в покое действие перехода грядущего в прошлое и при этом одновременно чувствует себя голым перед суровой правдой жизни.
Полёт фантазии, остановившееся мгновение, ярко выраженная чувственность работ, мощное сочетание физического и духовного совершенства и, как всегда, небольшая тайна, сделали скульптуру мировым шедевром, который часто цитируют в культуре, пишут на эту тему стихи, повести и даже анекдоты. Мыслитель не добр и не зол, хотя его кустистые брови слегка вздернуты, глаза полны спокойствия и в сгорбленности видна депрессивность. Он смотрит прямо перед собой и просто не может НЕ ЗАСТАВИТЬ зрителя начать размышлять вместе с ним. Вот только о чем думает Мыслитель Родена так глубоко и неотрывно, так и осталось неразгаданной загадкой… Я как-то сам попробовал так сидеть, как сидит «Мыслитель» на постаменте и признаюсь, что это было не легко, в тот момент мне в голову пришла лишь одна, единственная мысль о том, что я натворил в своей жизни и если бы об этом рассказать, то поверят ли мне? Вот как можно было бы докатиться до такой жизни?