Официально расовая сегрегация существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки — отдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных, в области услуг, негритянские воинские подразделения.
На городских пляжах Чикаго существовала система расовой сегрегации. 27 июля 1919 года чернокожий подросток Юджин Уильямс, купавшийся в озере, пересёк границу, которая разделяла воду на зоны для белых и чёрных. Его забросали камнями, и он утонул. Белый полицейский, к которому обратился свидетель-негр, отказался арестовать убийцу и арестовал самого свидетеля.
Действия полицейского вызвали возмущения у чернокожих жителей, однако на них напала собравшаяся толпа белых. Беспорядки распространились по всему городу. Белые останавливали и опрокидывали общественный транспорт, избивая чёрных пассажиров. По ночам на районы, населённые неграми, совершались нападения с поджогами домов и убийствами. Чернокожие были вынуждены оказывать сопротивление, так как полиция была на стороне нападавших белых.
Беспорядки прекратились после того, как по приказу губернатора штата в город была введена Национальная гвардия — 6 тысяч солдат — немедленно приступившая к активным действиям. В результате беспорядков погибло 38 человек (из них 23 черных), было ранено 537 (из них 342 чёрных) человек. Более тысячи чёрных потеряли свои жилища из-за пожаров. Расследование событий взял под свой контроль прокурор штата Иллинойс Э.Брендаж. По итогам расследования, 4 августа 1919 года 17 зачинщиков из числа афро-американцев были повешены.
4 августа 1919 года повешены 17 черногожих зачинщиков.
1919 год заслужил в истории Штатов название «кровавого». C июня по декабрь по 25 городам прокатились расовые беспорядки, жертвами которых стали 120 чернокожих. При этом примечательно, что крупнейшие из них происходили не на Юге, где еще была сконцентрирована основная масса негров, а на Западе и Севере. Отчасти это объяснялось переселением сюда в годы войны полумиллиона чернокожих из южных штатов, занявших места ушедших на войну белых рабочих.
Реакцией на необходимость «указать неграм их место» в двадцатые годы стал резкий рост численности Ку-Клукс-Клана, возрожденного в 1915 году. В 1923 — 1924 годы новый Клан объединил в своих рядах около 2 млн. американцев. 8 августа 1925 года в центре Вашингтона, прямо перед Капитолием, прошел самый грандиозный парад «клансменов» в их пугающей униформе, собравший, по разным оценкам, от 50 до 200 тыс. человек.
При этом, что немаловажно, если первый Клан действовал в 1860—1870-е в южных штатах, то второй базировался на Среднем Западе и был популярен и на Севере, в него вступали преимущественно жители крупных городов. Так, в одном только Чикаго в 1920-е годы в Клане состояло 50 тысяч человек — столько же, сколько во всем штате Луизиана, одной из цитаделей Глубокого Юга. В Нью-Йорке тогда имелось 16 тысяч «клансменов», 36 тысяч — в Филадельфии, тогда как в одной из столиц Юга, Атланте, — 20 тысяч.
К ужесточению сегрегационной политики перешли и власти — не только на Юге, но и на Западе. Когда черные начали массово переселяться в города Индианы в 1920-е годы, белое население отреагировало политикой ограничений (т.е. сегрегации)…
К 1929 году школы Индианаполиса были полностью сегрегированы. Не все северные города проводили политику, аналогичную индианаполисской. Некоторые города, подобно Чикаго, официально избегали сегрегации, но… школы были де-факто сегрегированы.
На Юге сегрегация усиливалась благодаря принятию «расовых законов», таких, например, как принятый 10 марта 1924 года Генеральной ассамблеей Виргинии «Закон о расовой целостности» (Virginia's Racial Integrity Act of 1924), вводившей во все документы штата обязательную запись о расовом происхождении человека.
Также закон устанавливал, что «все смешанные браки белых и цветных относятся к запрещенным этим законом», причем «по этому закону, термин „белый человек“ применяется только к человеку, не имеющему ни капли какой-либо крови, кроме европеоидной; белыми людьми должны считаться и люди, имеющие 1/16 или менее крови американских индейцев и не имеющие примеси другой, неевропеоидной крови».
Можно сказать, что в какой-то степени США вернулись в расовой политике к уровню середины XIX века. Сегрегация была законодательно установлена в библиотеках, предприятиях питания, театрах, церквях, бассейнах, транспорте, школах.
В соответствии с законами того времени города Монтгомери в штате Алабама, все чернокожие жители не должны были садиться в автобусах на первые четыре ряда. Так как они резервировались исключительно для белых. А когда все сидения «только для белых» оказывались заняты, то сидящим чернокожим пассажирам нужно было уступить белым и собственные «черные» места.
Водитель автобуса внутри пассажирского салона с табличкой, в которой сказано, что белым пассажирам следует садиться на передние ряды, а цветные должны размещаться на задних сидениях.
Водителями автобусов не становились негры и, хоть и встречались белые вежливые водители, очень многие из них разрешали себе оскорблять и ругать негров. Абсолютно нормально было слышать в автобусе, крики типа «чёрные коровы», «чёрные обезьяны», «ниггеры».
Бывали и такие случаи, когда негров заставляли платить за проезд у переднего входа, а после вынуждали сойти, чтобы опять зайти в автобус, но уже с задней площадки, и нередки случаи, когда автобус уходил еще до того, как негр успевал добраться к заднему входу, уезжая с его платой за проезд.
Темнокожих заставляли ехать стоя, даже если в автобусе оставались места «только для белых». Даже когда в автобусе не оказывалось в тот момент белых пассажиров, а негров ехало очень много, им не было позволено занимать первые четыре ряда. На этом не конец. Когда все места, зарезервированные для белых, уже были заняты ими, но в автобус вошли еще белые пассажиры, неграм, занявшим места, расположенные позади мест, «только для белых», нужно было подняться и уступить их. Негра могли арестовать за отказ делать это. Преимущественно негры подчинялись данному правилу без нареканий, хотя периодически были и те, кто не соглашался на данное унижение.
Экономический кризис 1929 — 1933 гг. в США с наибольшей силой ударил, но негритянскому населению, что признавалось даже высокопоставленными чинами министерства труда США. В 1932 — 1933 гг. безработица среди негров достигла 27%, а в крупных индустриальных центрах процент безработных негров превышал эту среднюю цифру.
В докладе, опубликованном в декабре 1931 г. Национальной городской лигой, говорилось, что гнет безработицы превосходит все «физические» возможности негритянских рабочих. В наиболее трудных условиях оказались сотни тысяч сельскохозяйственных рабочих, издольщиков и арендаторов Юга.
Развал хлопковых плантаций, введение сельскохозяйственных машин вызвали новую грандиозную волну миграции негров, не прекращавшейся в течение всех 30-х годов. Дискриминация при оказании помощи безработным неграм способствовала усилению миграции.
Федеральное правительство предпринимало откровенно расистские шаги. Объясняя, почему негры не были допущены к участию в строительстве крупного гидросооружения в г. Боулдере, Колорадо, высокопоставленные официальные лица в Вашингтоне говорили, что «негры не любят работать».
Другим примером антинегритянской политики правительства США была попытка президента Г. Гувера назначить членом Верховного суда отъявленного расиста из Северной Каролины Д. Паркера, который также зарекомендовал себя на посту окружного судьи злейшим врагом профсоюзов.
НАСПЦН, рабочие и другие демократические организации развернули антипаркеровскую кампанию и сорвали затею с его назначением в Верховный суд. Эта кампания содействовала сплочению белых и негров в борьбе с реакцией и была «одним из крупнейших политических выступлений негров со времен Гражданской войны или, по крайней мере, с момента окончания Реконструкции». В начале 30-х годов усилился расистский террор на Юге. Только за два года — 1932 и 1933 — здесь было зарегистрировано 84 случая линчевания.
В США существовала так называемая «Зеленая книга», была выпущена обычным почтовым сотрудником Нью-Йорка Виктором Хьюго Грином. И было рассчитано на черных жителей США и успешно выпускалось с 1936 по 1966 года в период активной расовой сегрегации.
«Зеленая книга» — Путеводитель «Негр-путешественник».
Данная книжка спасла немало путешествующих афроамериканцев так как являлась настоящим справочником практически по всем местам Штатов, где черный гражданин мог остановиться на ночлег, перекусить, сходить в туалет без угрозы для жизни и здоровья. Говоря современным языком — путеводитель.
В книге содержалась информация также по мерам предосторожности в случае заезда в белые кварталы и в целом в случае попадания в белое общество. После отмены расовой сегрегации книга естественно сразу перестала быть популярной и вскоре исчезла из открытой продажи. Некоторые оригинальные образцы можно найти до сих пор в частных коллекциях и библиотеках США.