Понятие «половой коммунизм» ввела в обиход Александра Коллонтай. В 1919 году в Петрограде вышла ее брошюра «Новая мораль и рабочий класс», в которой развивается тема взаимоотношений мужчин и женщин. Идеальной формой брака Коллонтай считала «последовательную моногамию», то есть брак, но не до гроба, как бывало раньше, а один за другим. По ее представлениям, свадеб в жизни каждого человека должно быть несколько. «Нет никакого сомнения, что любовь станет культом будущего человечества», — писала Коллонтай в книге. Идею культа любви вполне разделяла и красная феминистка Инесса Арманд, еще в 1915 году она обсуждала с Лениным содержание брошюры «Свобода любви для женщины». Вождь соглашался с Инессой в том, что брак препятствует свободной любви.
Революция в СССР имела целью провести системные преобразования не только половых, но и семейных отношений. Коллонтай и Арманд не пропагандировали групповой секс и однополые отношения, как им это приписывают, они стремились к преобразованию семейных отношений. Кстати, за много веков до рождения Коллонтай эту идею озвучил Платон в концепции идеального государства. В его утопии брак заключается на год — каждый мужчина за жизнь имеет 1520 жен, а каждая женщина — 1520 мужей. Чтобы дети не были обузой, по мнению Платона, следует вскоре после рождения отдавать их под опеку государства. Таким образом, вместо общепринятой моногамной семьи, где люди зачастую годами живут без любви, у Платона в идеальном государстве оставались только любовные союзы, которые возникают и распадаются каждый год. В современном мире утопия Платона для многих, увы, стала реальностью, ведь сейчас немало пар возникают и распадаются спустя год после начала совместной жизни. Вот только с детьми море проблем, поэтому их стараются не заводить.
В отличие от древнегреческого философа русские революционерки понимали, что в семье кроме любви есть еще и домашнее хозяйство, которое в те годы отнимало у женщин уйму времени. Хозяйкам почти все приходилось делать вручную: стирать в корыте, крутить мясорубку и часами стоять у плиты. Поэтому лозунг «Долой кухонное рабство!» был одним из самых популярных среди революционно настроенных женщин. Чтобы быт не сковывал свободу любви, его предполагалось отменить, превратив в общественное. Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10−12 лиц обоего пола. В таком коллективе велось совместные хозяйство и половая жизнь. Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны. «…Дома коммуны для семейных и особенно для одиноких получают широкое распространение. Жить в доме-коммуне намного удобней, сподручней. Дома-коммуны всегда лучше оборудованы, чем частные квартиры, они обеспечены топливом, освещением. В них имеется центральная кухня, прачечная, при других ясли или детский сад. Обитателям домов-коммун завидуют все, кто живет на частных квартирах», — Александра Коллонтай, «Революция быта», 1920.