На 86-м году жизни не стало народного артиста РСФСР Леонида Куравлева. Это огромная утрата для всех — кажется, на всем постсоветском пространстве нет человека, который не видел фильмов с его участием. Леонид Куравлев посвятил кинематографу 60 лет, воплотив на экране свыше 200 образов и характеров. Его герои запомнились миллионам — Шура Балаганов, Жорж Милославский, Афоня, Копченый… Несмотря на разные амплуа, Леонид Куравлев всегда оставался для публики «своим парнем», и даже отрицательные персонажи в его исполнении вызывали восхищение. А критики отмечали, что Куравлев — «самый сложный простак отечественного кино».
Его любили по-настоящему, всей душой. И он сам всегда радовался этому — со слезами на глазах: «Сколько раз мне говорили простые люди на улице, что идешь домой, а там, да и на работе что-то не так, и вот включаешь телевизор, а там „Иван Васильевич“. И жизнь опять жизнь, ей радуешься. Великое дело! Великое!».
Но если героев Куравлева мы видим на экране часто, то страницы его собственной жизни сохранились лишь в некоторых передачах — артист был очень скромен, не любил давать интервью, считая, что надо самовыражаться в профессии. Предлагаем пролистать книгу его жизни вместе с нами: на медиаплатформе «Смотрим» доступны программы с участием Леонида Куравлева.
Родился будущий актер 8 октября 1936 года. «Детство — оно всегда счастливое, даже такое, как у меня было, — вспоминал он. — Я из рабоче-крестьянских. Окраина Москвы в преддверии Измайлова, рабочий люд, хулиганы. Я жил у сестры моей мамы, а мама была арестована по 58-й статье сразу после начала войны. Ее сослали в Караганду, она работала на металлургическом заводе, а потом еще долго не могла вернуться в Москву». Портрет артиста с детства до зрелых лет рисует Виталий Вульф в программе «Мой серебряный шар».
Отец актера также был далеко от искусства, он всю жизнь проработал на заводе «Салют» слесарем. Но самое главное, Куравлев и сам не помышлял о кино, пока двоюродная сестра не посоветовала ему пойти во ВГИК. «Я дошел до третьего тура, и дальше меня не пустили. Но один из членов комиссии приметил меня и позвал на следующий год. Я снова пришел и попал к Борису Владимировичу Бибикову», — вспоминал о своих первых шагах в профессии Леонид Вячеславович. Еще студентом он снялся в курсовой работе Александра Гордона и Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет». А первой полнометражной лентой стал «Мичман Панин» Михаила Швейцера. О юности, о работе с любимыми режиссерами — Шукшиным, Швейцером, Панфиловым, Гайдаем — артист рассказал в программе «Острова».
Куравлев не похож на героя-любовника, джентльмена или мачо — курносый, круглолицый, с щербинкой между зубами. Он герой народный, свой парень. И первым это разглядел Василий Шукшин. Слава пришла к актеру в 1964 году, когда на экраны вышла картина «Живет такой парень». На съемках Шушкин искал ключ к герою и предложил актеру в кадре заикаться. Когда картину уже сдавали, в Госкино поблагодарили за то, что «режиссер мастерски использовал природный недостаток артиста Куравлева — заикание».
А уже в 1968 году зрителей покорил Шура Балаганов. «Жулик без фантазии» у Куравлева получился, как говорили критики, «дураком до гениальности». Почти одновременно с «Золотым теленком» на экранах появилась экранизация гоголевского «Вия», где Куравлев сыграл Хому Брута. А в 1973 году на экраны вышла бессмертная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где Куравлев сыграл Жоржа Милославского. На эту роль пробовались Андрей Миронов, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, но Гайдай выбрал Куравлева. Интересно, что песню «Разговор со счастьем» Милославский поет в фильме голосом Валерия Золотухина. В программе «Привет, Андрей!», посвященной фильму, Леонид Куравлев так объяснил популярность киношлягера: «Песня провозглашает идти к счастью в жизни и достигнуть счастья — в этом секрет».
Для миллионов зрителей Леонид Куравлев — это Афоня Борщев из фильма Георгия Данелии. В 1975 году, когда картина вышла на экраны, ее посмотрели почти 62 млн человек. Зрители влюбились в дебошира, который берет взятки, выпивает, «успевает и в фонтаны нырять, и на танцах драться». Но сам актер не в восторге от Афони, считает его антигероем и даже просил режиссера не давать Борщеву в финале фильма надежды на счастье. Об этом интересном факте, а также о других своих ролях и о том, что повлияло на его творчество и характер, о книгах, которые он любит, о коллегах артист рассказал Дарье Златопольской в выпуске программы «Белая студия».
«Режиссеры питали меня своим талантом, вкладывали в меня свой гений. И конечно же, многочисленные мои актеры-партнеры», — отдавал должное коллегам Куравлев. Он признавался, что на площадке его окружали гениальные люди, а в любую его партнершу можно было влюбиться: «в Женю Симонову, в ту же Софико Чиаурели, в Инну Чурикову». Но он со школы любил одну женщину. «У меня была очень красивая жена. Она была очень хороша, а потом оказалась богата душой от природы, Нинка моя», — говорил Куравлев. А когда она ушла в 2012-м, прожив с ним полвека, он по-настоящему затосковал. «Она умерла, и мне очень грустно бывает. Очень грустно, ребята. Ниночка моя, моя опора. Сейчас жизнь раскололась на „до“ и „после“ ее смерти», — сокрушался актер.
Но он научился жить и после этого. «Радости жизни искать не надо. Они есть. Я много читаю, у меня большая библиотека. У меня внуки, три мужика. Они меня держат на поверхности», — говорил Куравлев. И лишь вспоминая былое, с грустью в глазах признавался: «Я очень люблю то время, я его не предаю. Была неплохая жизнь. Влюблялся, учился, много снимался».