...удобоспособствующий разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно научать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей, писанный небывалого года, неизвестного месяца, несведомого числа, незнаемым Сочинителем
Танцевание сделалось в уезде нашем столь употребительным, что начали поставлять оное свыше всех дарований и качеств душевных. Воспитание дочерей своих начинают здесь не с головы, но с ног. Неумение танцевать вменяется для девушек за самый презрительнейший порок; и по сему-то зажиточные старушки для просвещения ног дочерей своих в зимнее время возят их нарочно в города обучать толико важнейшей науке, ибо оне полагают, что для девушек искусство ног есть самое богатое приданое. Бедные дворяне также отвозят в города танцмейстерам последние свои денежки; ибо и старички также в очередь думают о сынках своих, что танцевание долженствует составлять все их счастие и воспитание. Они более желают учинить их хорошими танцмейстерами, нежели хорошими гражданами. Упражнение сие, вышедше из пределов, соделалось страстию юношества. Прекрасный пол, одобряя танцевание за великое достоинство, чрез то самое поощряет юношей к приобретению отличностей и совершенств в знании сем. Между обществ оба пола взаимно поспешествуют придавать танцеванию блестящие и важные наружности и достоинства. Сия зараза потому наиболее укореняется в сердцах воспитателей, родителей и юношества, что большие города представляют из себя одобрительные примеры сему заблуждению. Сказывают, будто знание по правилам ступать, а не дарования вводят юношество во храм счастия. Слышно, что ныне начали судить о искусстве в обхождении по ногам, а не по голове; и если то правда, что руки много имеют влияния в общежитии, не менее того ныне соделалось очевидно, что ноги доставляют нам много жизненных удовольствий и выгод. Утверждают, что ныне не кто иной похваляем бывает всем обществом, как только тот, кто хорошо танцует. Человек, занимающий хорошее место, нередко есть токмо что знаток по правилам вертеться. Лестный жених, добрый муж, хороший зять, достойный сродственник и друг есть тот, кто выучился ступать по предписанной о том науке. Словом, искусство ног, сказывают, соделалось нужным для всех сих обстоятельств, а наипаче для женитьбы учинилось даже необходимым. Итак, если все сии слухи справедливы, то весьма справедливо, что непостоянный свет по чудной, но свойственной ему коловратности ниспрокинул разум, душу и все достоинства из головы в ноги.
1790 год.