СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
По разным версиям название этого стихотворного метра произошло от греческих слов, переводящихся как «плясовой» или «бегущий». Действительно, звучание стихотворений, написанных с использованием хорея быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги. В русской поэзии чаще всего использовался 4- и 6-стопый хорей, однако с середины 19-го в. их вытеснил пятистопный хорей, который употребляется до сих пор.
Пример схемы:
! — ! — ! — ! — ! -
! — ! — ! — ! — !
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! -
! — ! — ! — !
! — ! — ! — ! -
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
! — ! — ! — ! — ! -
! — ! — ! — ! — ! -
! — ! — ! — ! — ! -
! — ! — ! — ! — ! -
Ямб
Этот стихотворный метр получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. Изначально этим термином назывались сатиры, высмеивающие все порочное. Они складывались путем чередования слабых и сильных слогов таким образом, чтобы в строке сатиры ударение приходилось на каждый ее четный слог. Этот стихотворный метр используется в поэзии до сих пор, чаще всего стопы, содержащие два слога, из которых второй является ударным, повторяются в каждой строке 5 или 6 раз.
Пример схемы:
— ! — ! — ! — ! — ! -
— ! — ! — ! — ! — !
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
— ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! -
— ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! -
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
— ! — ! — ! — ! — ! -
— ! — ! — ! — ! — !
— ! — ! — ! — ! — ! -
— ! — ! — ! — ! — ! -
Дактиль
Дактиль — способ чередования сильных и слабых слогов в стопе, содержащей всего три слога, таким образом, чтобы ударным всегда был первый из них. Этот стихотворный метр пришел к нам из античной поэзии, где сильные и слабые слоги распределялись в стопе также, но выделялись не ударением, а протяжным произношением. В 18 в. русские поэты предпочитали использовать 2-стопый дактиль, однако позже он был вытеснен 3- и 4-стопным дактилем. Эти метры используются в русской поэзии до сих пор.
Пример схемы:
! — - ! — - ! — - ! -
! — - ! — - ! — - !
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.
! — - ! — - ! — - ! -
! — - ! — - ! — - !
! — - ! — - ! — - ! -
! — - ! — - ! — - !
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
! — - ! — - ! — -
! — - ! — - !
! — - ! — - ! — -
! — - ! — - !
Амфибрахий
Принцип организации сильных и слабых слогов в этом метре раскрывается уже в его названии. Слово «амфибрахий» (греч. amphibrachys) переводится как «краткий с обеих сторон. При использовании этого метра в стопе формируются три слога, а ударение делается на тот, что стоит в центре этой группы. Наиболее распространенным является 4- и 3-стопный амфибрахий, хотя нельзя сказать, что этот стихотворный метр часто употребляется в русской поэзии.
Пример схемы:
— ! — - ! — - ! — - !
— ! — - ! — - ! -
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли
— ! — - ! — - ! — - !
— ! — - ! — - ! — - !
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
— ! — - ! — - ! -
— ! — - ! — - !
— ! — - ! — - ! -
— ! — - ! — - !
Анапест
Анапест переводится с греческого языка как «отраженный назад» или «имеющий обратный смысл» по некоторым источникам. Этот стихотворный метр является противоположностью дактилю. Срока стихотворения, написанного анапестом, формируется из 3-сложных стоп, ударение в которых ставится на последний слог. Довольно часто, при написании стиха с использованием анапесте, на первый слог строки ставится дополнительное ударение, позволяющее сделать ее звучание более ярким. В русской поэзии наиболее распространен 3- и 4-стопный анапест.
Пример схемы:
— - ! — - ! — - ! -
— - ! — - ! — - !
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
— - ! — - ! — - ! -
— - ! — - ! — - !
— - ! — - ! — - ! -
— - ! — - ! — - !
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.
— - ! — - ! — - !
— - ! — - ! — - !
— - ! — - ! — - !
— - ! — - ! — - !
— - ! — - ! — - !