Как внук золотопромышленника в тонком трико то прыгал в прорубь, то закопался в снег на 13 километре.
В 1962 года на экраны вышла картина Александра Роу под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Режиссёр мечтал снять фильм в местечке, описанном Гоголем — деревне Диканьке, Полтавской области, на Украине.
Но поскольку решения организационных вопросов затянулись, и начиналась весна, пришлось съёмочной группе отправляться за снегом и морозом в Мурманскую область, посёлок под названием 13-й километр. Там, за считанные дни, реквизиторами была построена украинская деревня с домами, оградами, сараями, даже с церковью.
Всесоюзная нечисть
На роль чёрта, режиссёр пригласил Георгия Милляра, который играл «всю нечисть Советского Союза».
Впрочем Милляр — не настоящая фамилия артиста. Георгий — сын французского инженера и дочери богатого русского золотопромышленника. Семья носила фамилию де Милье, а поменяла её после Октябрьской революции, боясь преследований за дворянское происхождение.
На съёмках актёр веселился от души и придумывал прозвища другим героям. Когда сильно «расходился» режиссер обещал пожаловаться его маме. Известно, что Милляр жил с мамой, и она имела на него влияние.
Вместе с Солохой в перерыве между съёмками, он закатывал мини-концерты, пел и плясал.
Солоха — только Людмила Хитяева
Александр Роу в роли ведьмы Солохи видел только Людмилу Хитяеву. Красивая, статная, с чертиками в глазах, — именно она была нужна режиссеру. Поэтому, когда актриса, катаясь на лыжах, врезалась в дерево и сломала нос, терпеливо ждал ее выздоровления.
Зато Роу долго искал «Оксану», пересмотрел 5000 кандидатур. Но подходящую актрису случайно увидел в коридоре Киевской киностудии. Роль Оксаны получила начинающая актриса Людмила Мызникова. В судьбе актрисы, это была единственная главная роль. Позже она станет режиссёром Христианского театра.
На роль кузнеца Вакулы позвали начинающего актера, студента театрального института в Киеве, Юрия Таврова. В дальнейшем ему не везло в актёрской профессии. Работал строителем и очень рано умер.
Массовку — набирали на месте съёмок: ими стали рабочие-горняки и студенты-медики. Их гримировали в помещении медучилища, и привозили к месту, где снимали кино. Молодёжь должна была беспечно кататься с горки, играть в снежки и подпевать хору из громкоговорителей, в общем, веселиться. Участники массовки готовы были сниматься бесплатно, а им платили 2,5 — 3 рубля в день.
Серьезный подход Милляра к роли — артист был одет в тонкий костюм
Исполнитель роли чёрта отказался от тёплого, сшитого специально для него, мехового костюма. Милляр опасался, что движения его персонажа в объёмной одежде, будут плохо видны. Костюм заменили на лёгкое трико с хвостом, и пришитой паклей. Пришлось при 30-ти градусном морозе, в легкой одежде, бегать по улице и закапываться в снег.
В сценах полёта по ночному небу, в павильоне киностудии, Георгия Милляра должен был дублировать цирковой гимнаст, но он травмировался на выступлении. Несмотря на свой страх высоты, артист сам выполнил высотные трюки. Ещё ему пришлось несколько раз опускаться в настоящую ледяную прорубь. После «купания», актёра закутывали в тулуп и отпаивали горячительным.
Пришлось «полетать» и Солохе, в исполнении Хитяевой. Она собирала с «неба» «звёзды» себе в сумку. Ёлочные игрушки изображали эти самые «звёзды».
Смешной дьяк
Актёра Сергея Мартинсона, сыгравшего дьяка, очень долго не удавалось снять. Когда Мартинсон, входя в роль, трясся и протягивал скривленные пальцы к шее Солохи — Хитяевой, гнусавым голосом тянул: «А что это у вас здесь, божественная Солоха?», съёмочная команда хохотала до слез. И так дубль за дублем. Еле отсняли.
Эффект обратной перемотки
Кадры, где вареники сами влетают в рот колдуну Пацюку — эффект обратной перемотки. Актёр, просто технично … выплёвывал еду.
А черт, когда взлетает, на самом деле, прыгает сверху.
В день премьеры фильма было шумно и весело: по Дворцу Культуры бегали «настоящие» черти и кидались в пришедших снежками из ваты. Первыми картину увидели жители Кировска. Там проходили съёмки «на натуре».