Почему нельзя верить фильму «А зори здесь тихие».
О правде и фальши в книгах и фильмах о Великой Отечественной войне
В наше время, когда Великая Отечественная уже очень далека по времени от нас, важно понимать правдивость книг и фильмов о ней. От этого зависит память, которую мы будем передавать из поколения в поколение. О том, как отличить правду от фальши, — читайте в авторской колонке журналиста Сергея Варшавчика.
Я, например, остро чувствую фальшь в произведениях о войне. Взять хотя бы знаменитую повесть Бориса Васильева — «А зори здесь тихие», по которой в 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял одноименный фильм.
А почему, собственно?
Стал разбираться и выяснил, что повесть — выдумка, основанная на реальном эпизоде войны, когда семеро бойцов, служившие после ранения на одной из узловых станций Кировской железной дороги, уничтожили немецких диверсантов, пытавшихся взорвать участок пути. В живых остался командир-сержант, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги».
«Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И все — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне», — подчеркнул автор.
Ну да, обычные солдаты не интересны. То ли дело девчонки, да еще красивые, которые в бане моются. Расчет оказался точен, тем более что ленту снимал фронтовик, спасенный фронтовой медсестрой, которой Ростоцкий и посвятил фильм.
Мне же куда больше по душе художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», снятый в 1981 году о девушках из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка их однополчанкой, Героем Советского Союза Евгенией Жигуленко. О реальных героинях большой и кровавой войны, летавших в крошечных ПО-2 без вооружения и парашютов и совершивших сотни боевых вылетов.
Высоко ценю повести и рассказы Василя Быкова об артиллеристах и пехотинцах, по которым сняты замечательные картины — «Долгие версты войны», «Его батальон», «Дожить до рассвета», «Третья ракета» и ряд других.
А вот к его партизанским произведениям равнодушен, хотя, казалось бы, по повести «Сотников» режиссер Лариса Шепитько сняла один из самых пронзительных фильмов о войне — «Восхождение». Но не верю. Быков воевал на фронте командиром взвода полковой, затем армейской артиллерии. В партизанах не был, не пережил, и это ощущается.
Если хотите почитать про народных мстителей, рекомендую «Люди с чистой совестью» Героя Советского Союза генерала Петра Вершигоры.
Потрясающая личность — режиссер, фотограф, военный корреспондент, ставший разведчиком и возглавивший после ранения Сидора Ковпака в 1943 году самый крупный советский партизанский рейдовый отряд. Никакого надрыва и тоски, книга читается как увлекательный боевик, несмотря на свою строгую документальность.
То же самое и с произведением, с которого началась вся отечественная проза, которую позже назвали лейтенантской — «В окопах Сталинграда». Автору, который получил за те бои очень ценимую на фронте медаль «За отвагу», веришь с первых же строк. Проза капитана-сапера Виктора Некрасова созвучна «Севастопольским рассказам» поручика артиллерии Льва Толстого. Тот же тон бойца переднего края, который рассказывает о самом тяжелом и страшном просто и доступно.
На войне, где человек раскрывается на все сто процентов, столько всего происходит, что никакая писательская фантазия не угонится.
И поэтому так интересно читать документальные повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» и «День командира дивизии» — о героях битвы за Москву, старшем лейтенанте Баурджане Момыш-Улы и генерале Афанасии Белобородове.
Последнего, кстати, в экранизации 1983 года прекрасно сыграл Валерий Цветков. Умные, самобытные люди, для которых война — это не «ура» с пистолетом в руке, а прежде всего умение думать, в том числе и за противника. Отрадно, что их ценный боевой опыт изучают в нынешних Вооруженных силах страны, в частности, в военных академиях.
Похожая ситуация и с Константином Симоновым и его знаменитой трилогией «Живые и мертвые». Там, где писатель был и видел все воочию — читается убедительно и достоверно. Например, посещение главным героем, военным корреспондентом Иваном Синцовым комбрига Серпилина, в полку которого в июле 1941-го за один день подбили 39 немецких танков и бронемашин.
Эпизод написан по фронтовым дневникам Симонова, а прообразом Серпилина (которого в одноименной экранизации Алексея Столпера сыграл фронтовик Анатолий Папанов) послужил сгинувший в тех боях полковник Семен Кутепов.
А дальше — скучнее. Поскольку Симонов в боях не участвовал — все же это не корреспондентское дело — описания боевых действий, в которых участвует Синцов — схематичные. «Солдатами не рождаются» слабее «Живых и мертвых», а «Последнее лето» хуже второй книги. Это тоже легко объясняется — Симонов все реже выезжал на фронт, что в итоге сказалось на прозе.
В наше время много снимают фильмов о Великой Отечественной. Из последних лент отмечу работу якутских кинематографистов «Рядовой Чээрин» — по мотивам повести писателя-фронтовика Тимофея Сметанина. Несмотря на скромный бюджет в 5,5 миллиона рублей, кинорассказ о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан получился, на мой взгляд, достоверным и убедительным.
Фронтовикам есть что передать нам. Надо только отличать вымысел от реальности.