31 октября в 1944 году родилась Раиса Ивановна РЯЗАНОВА.
За свою творческую карьеру она снялась более чем двухстах картинах, но самой известной и всенародно любимой работой актрисы стала роль Антонины в легендарной киноленте Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Раиса Рязанова родилась в г. Петропавловске, что в Казахстане. Детство у нее было очень непростое. Она родилась внебрачным ребенком. Ее мама, женщина из русской деревни, добровольно отказалась от мужчины, зная, что у него семья и шестеро детей.
Ее мама не имела отношения ни к кино, ни театру, но жила она только ради своей девочки и старалась ей, чем могла, помочь.
Рязанова сначала закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и даже целый год преподавала в музыкальной школе, но… в Рязани тогда был прекрасный драматический театр
. И как-то раз, придя на спектакль «Ромео и Джульетта», девушка пропала. Влюбилась в Ромео, и для нее белый свет померк, и все немило стало: на уроке, дома она все думала про спектакль.
Воображала себе, как бы она сыграла в той сцене, или в этой…
Потом решила поехать в Москву, поступать в театральный, чтобы доказать Ромео. Мечтала: вот окончит институт, станет артисткой и приедет в этот театр покорять Ромео, играть Джульетту.
Конечно же это был решительный поступок: из Рязани — и сразу на экзамены в ГИТИС… Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки… Ни о чем таком Рязанова и понятия не имела. Она просто так и представлялась на экзаменах: «Я — Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет…»
До сих пор актриса не может понять, почему ее тогда взяли?
Она ведь совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а… диалог деда Щукаря с Давыдовым из «Поднятой целины» Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре еще и вдруг напрочь текст забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совсем никаких, но нет, — удача: к своему величайшему изумлению будущая актриса нашла свою фамилию в списках
. Наверное, педагоги подошли к девушке из Рязани не формально, просто заглянули глубже.
Здесь, в стенах института, Раиса Рязанова встретила свою любовь.
Уже на втором курсе она вышла замуж за сокурсника. Глянули они тогда друг на друга, и все сразу стало понятно. На четвертом курсе у Раисы родился сын Даниил, а вскоре она… ушла от мужа.
К тому времени молодая актриса уже снималась в кино. Ее дебютом стала главная роль в картине «Гуля Королева» режиссера Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота»
. И вот, однажды на съемках Раиса встретила человека, который сразу же покорил ее сердце. Ну что поделать, вот такая влюбчивая она была. А мужа обманывать — не в ее правилах. Вернувшись, так и сказала: «Все, я люблю и больше так жить не могу».
Он уговаривал ее остаться, но Раиса осталась непреклонной.
Бывший муж Раисы затем завел новую семью, а у нее так ничего и не вышло. Она вспоминает: «С той моей любовью все как-то тянулось десять лет, а потом как бы и кончилось…»
В 1969 году Раиса Рязанова окончила ГИТИС. Попробовала устроиться в театр Маяковского, но ей заявили, что в этом году никого не берут. Больше она никуда и не пошла, благо, что кинематограф уже обратил внимание на молодую актрису.
И пошло, и пошло… Съемки, съемки, съемки. Когда уезжала, просила кого-нибудь посидеть с сыном. Такова уж актерская доля.
А, возвращаясь, привозила Данилке чемоданы книжек.
«Он весь с ногами влезал в чемодан, рылся и тут же садился читать.
Я была так рада!» — вспоминает Раиса Ивановна.
Один фильм за другим. Главные роли чередовались с эпизодами. Катя, соседка Емельяновых в лирической комедии Ильи Гурина «В Москве проездом», Евдокия в сказке Александра Роу «Золотые рога», Лиза Прохорова в приключенческой ленте Александра Сурина «Два дня тревоги», Зина Шуранова в приключенческом фильме Станислава Говорухина «Контрабанда», буфетчица в киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили», мать Алеши в замечательном детском фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».
Такие разные роли, но все одинаково любимые актрисой.
Она всегда старалась с экрана нести добро людям.
А зрители в ответ платили актрисе искренней любовью.
В 1978 году Владимир Меньшов взялся за съемки мелодрамы
«Москва слезам не верит». На роль одной из героинь — Тони — режиссер пробовал несколько актрис. Наталья Андрейченко и Людмила Зайцева не подошли, да режиссер особо на счет них планов и не строил.
А Галина Польских сама отказалась от роли. Оставались Нина Русланова и Раиса Рязанова. Владимир Меньшов вспоминает: «Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета,
но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину.
А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли».
Если в реальности у Раисы Рязановой с личной жизнью не сложилось, то ее героиня в картине «Москва слезам не верит» оказалась самой счастливой. Встретила любимого человека, вышла замуж, родила детей, обрела настоящее женское счастье.
Знаменитую фразу Тони, удачно сказанную актрисой,
постоянно цитировали:
«Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать».
О том, какой ошеломительный успех имела картина, написано немало. Один «Оскар» чего стоит! Многочисленные призы, премии, обожание зрителей. Вот только все это как-то прошло мимо самой Раисы Рязановой. Все лавры в основном доставались двум другим героиням — Вере Алентовой и Ирине Муравьевой. Это они ездили на кинофестивали за границу, это их узнавали на улице
. А Раиса Рязанова… Увидев ее, люди при встрече понимали, что ее лицо им знакомо, а вот где, что?.. А что поделать, она, как и созданный ею образ, была слишком типична, похожа на многих женщин в нашей стране и никак не походила на кинозвезду.
Столь несправедливое распределение славы Раиса Рязанова восприняла спокойно. И зависти к подругам по фильму никакой у нее не было. «Завидовать, — рассуждает Раиса Ивановна, — зачем?! У нас с девочками разные судьбы и амплуа. Мы и внешне разные…»
После роли в фильме «Москва слезам не верит» в кинокарьере Раисы Рязановой мало что изменилось. Она по-прежнему регулярно снималась, играя все тех же «женщин из народа».
И пусть ее героини были не столь знамениты, как Тоня, но и они находили отклик у зрителей.
Катя в военной ленте «Фронт в тылу врага», Нина, сестра инспектора Зыкина в драме «Инспектор ГАИ» (эту роль блестяще исполнил Сергей Никоненко), Анастасия в мелодраме «Дамское танго», Галина Павловна, мама Кости Королькова в детской комедии «Утро без отметок», Валентина в мелодраме «Кто войдет в последний вагон» и другие роли. Ежегодно по нескольку фильмов. Какие то более удачные, какие то менее. Но во всех Раиса Рязанова оставалась очень естественной, близкой и понятной зрителю.
Был у Раисы Рязановой в жизни и тяжелый период.
В постперестроечной время, когда кино снималось только об аферистах, новых русских и бандитах, образ «настоящей женщины» оказался невостребованным. Эпизодические же роли от нищеты не спасали. Но Раиса Ивановна не отчаивалась и в депрессию не впадала. А какая депрессия, если сына поднимать надо? Да и самой жить.
Русские женщины всегда славились силой воли и жаждой к жизни, вот и Раиса Ивановна не стала пенять на судьбу, а сдала свою квартиру и занялась частным извозом, ведь вождение машины всегда было ее любимым занятием
. Пассажиры ее узнавали, а она стыдилась. Ей приходилось прятать глаза и лгать, что просто похожа на известную актрису.
Раису Рязанову, впрочем, как и многих возрастных актеров, спасла эпоха сериалов. Года с 2001-го ей стали предлагать роли обычных простых и добрых женщин: мать Леры в «Огнеборцах», тетя Тася в «Другой жизни», мать Стаса в «Всегда говори «всегда», мать Кирилла в «Next 3», мать Максима в «Кавалерах морской звезды».
Большой удачей актрисы стала роль тети Маши в драме «Требуется няня» (2005). Раисе Рязановой сразу же понравился сценарий, привлекла ее героиня. Роль тети Маши оказалась ей близка. Уже в сценарии чувствовалось, что за этим образом стоит судьба. А Раиса Рязанова наполнила свой персонаж, сделала его живым, многогранным.
Успешными были и съемки в сериале «Не родись красивой». Актриса сыграла роль Ольги Уютовой, правой руки гениального дизайнера Милко. Сама Раиса Ивановна признается, что когда попала в сериал,
не представляла, что это за труд. Работали каждый день до ночи,
а то и в ночь. Работали на износ, но это того стоило
— сериал «Не родись красивой» имел огромный успех у зрителей.
Сегодня Раиса Рязанова снимается даже чаще, чем в удачные 70−80-е. Это не удивительно, ведь на таких, как она кино и держится.
Вновь и вновь актриса создает полнокровные живые образы: Антонина Архипова, мать Кости в сериале «Час пик», Галина Васильевна, экономка дома Крижевских в сериале «Ангел-хранитель», домработница Глаша в сериале «И все-таки я люблю…», мама Татьяны в фильме «Поцелуй не для прессы».
Ведь работа — это главное, что приносит ей радость в жизни.