Второго сорта
В роли дурачка находиться. Или дальнего бедного родственника. Приходилось? Не дай Бог, как говорится. Это когда подчеркивается, что ты ниже, хуже и глупее окружающих. Человек, только не тот. А мельче, второго сорта.
Представьте. Вас пригласили в гости. Вы пришли и принесли подарок. Его небрежно взяли и убрали в сторону. Кивнули головой, мол, заметили — подарок. Увидели его. Именно вам — кивка — достаточно.
Приходит другой гость. Вручает такой же сверток. И его разворачивают, ахают и восторгаются. Затем дама-именинница встает на носки и целует высокого гостя. И говорит ему: «Ой, я сейчас тебя таким угощу! Таким угощу»! Берет его под руку и уводит к столу.
Затем оборачивается к тебе: «Чего стоишь — иди и садись».
Было такое?
Но этого мало. Сели втроем за стол. Ты чувствуешь себя неуютно. Из-за той сцены, которая была. Потому что как бы гость второго сорта. А еще так получилось: высокий, что пришел, — в костюме и в галстуке. На нем запонки чуть ли не с изумрудами. Золотые очки и прическа как у лорда. А ты, как назло, в джинсах в и джемпере. Получилось так.
Сели за стол. После первой — закусили. И дама-именинница вдруг говорит, что прочитала книжку такого-то американского ученого. И продолжает: «Он утверждает, что …». И цитирует долго на английском языке. А ты его не понимаешь. Ни слова!
Заканчивает цитату и спрашивает, что ее гость по этому поводу думает?
Гость с прической лорда отвечает, тоже иногда переходя на английский. Кроме того, область, что они обсуждают, тебе чужда. Ты никогда ею не занимался: ни бельмеса не понимаешь.
Они увлечены. Сидят прямо, лица очень умные и слова умные. Очень умные. Всё какие-то термины. Разговор переходит в легкую светскую полемику. Они улыбаются, обмениваются смешками.
А ты сидишь и упорно смотришь в тарелку с салатом. Ты кто? Ты дурачок, ты бедный родственник.
Зачем дама это сделала? Вы думаете, что она не понимает ситуации? Прекрасно понимает. Тем более, что ее специально создала.
А до этого дня рождения она всегда держала себя с тобой просто и искренно. Ты не ее любовник. И не близкий друг. Ты просто очень хороший знакомый. И она пригласила.
Зачем пригласила? Цель — какая? Полагаю — унизить. У тебя нет в руках козыря. Нет другого человека, чтобы с ним разговаривать и не чувствовать себя идиотом. Ты один, и поэтому беззащитен. И тебя можно унизить.
Или вторая ситуация.
Парень из деревни закончил в городе институт. Знакомится с девицей — из богатых. Ухаживает. Девица на деревенских не похожа. Она умна, изящна. У нее культурная речь. У нее есть вкус. И деньги есть. Может, от папы с мамой.
Девица принимает ухаживания парня. И они вместе проводят много времени.
Затем она вдруг говорит, что хочет познакомиться с его родителями. А парень — на седьмом небе. Он думает, что вся родня в обморок упадет, когда такую фифу увидит. Потому что за него — за парня — обрадуется. Что он в высокие сферы взлетел. Что он теперь не тот простоватый деревенский паренек, а ого-го!
Приехали на ее машине. Обыкновенная деревня. Во дворе бродят куры. За забором хрюкают свиньи. Пахнет мокрой землей и навозом.
Батя встречает — в резиновых сапогах и в старом пуховике. Потому что он хозяйством занимался. Мать для гостьи повязалась чистым платком.
Гостья в длинной норковой шубе в избу вошла. На ней нитка жемчуга. Перстни сверкают. Чуть ли не корона на голове. Это она специально так нарядилась.
А дальше представьте картинку: барыня приехала в деревню и зашла в дом. Мать с отцом что подумали? Что сынок невесту привез — показывать. Правильно?
А она, сверкая украшениями, холодно кивнула и прошла в комнату.
Мать, суетясь, накрыла стол. Уселись. И «невеста» не попробовала. Сказала, что ничего этого не ест. Только отломила уголочек от пирога. И чай пригубила.
Спрашивается: она не знала, куда едет? Не знала, что это не графское поместье, а простая русская семья? Еще как знала. Шуба в пол, кольца и жемчуг об этом говорят. Не говорят, а кричат.
Приехала унизить. Растоптать, посмеяться.
После поездки с парнем не встречалась. Дала ему это понять. А он теперь будет стыдиться своей матери и своего отца. От навоза, мол. И очередную городскую фифу вряд ли привезет. Будет стыдиться, если нет ума.
Забываем, что мы люди. Что у нас есть достоинство. Что мы уникальны, неповторимы. А почему иногда склоняемся? Почему стыдливо и неловко смотрим в тарелку с салатом? Почему не встанем и не скажем, что, видимо, что это не наше место? Не назовем все своими именами?
И в деревне? Не поставим на место особу, которая ничего из себя не представляет. Ничего!