Место для рекламы

Как переиграть манипулятора? Закрытые вопросы. Психология коммуникаций.

Закрытый вопрос — это вопрос, на который может последовать краткий однозначный ответ — да, нет, не знаю. Либо выбор из предложенных вариантов.

ТРИ СИТУАЦИИ УПОТРЕБЕЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
1. Анкетирование
Когда закрытый вопрос звучит в анкетировании — он имеет целью уточнить конкретную информацию и предполагает, что все возможные варианты предусмотрены самим вопросом. Это упрощает Вам — ответ, а анкетирующему — сбор информации. Примеры закрытых вопросов в анкете:
Укажите свой пол — М или Ж?

2. Позитивное уточнение предпочтений и позиций в быту.
Пример употребления:
«Вам чай, кофе или воду?»
«Вы предпочитаете остаться в помещении или выйдем на балкон?»
«Поговорим о наших планах на завтра или сначала расскажешь мне, что у тебя на работе?»

Позитивный закрытый вопрос, во-первых, обозначает полный круг возможностей, не урезанный в манипулятивных целях.
Во-вторых, дает реальный выбор.
В-третьих, всегда позволяет отказаться от всего предложенного без возможных санкций.
Позитивный закрытый вопрос не несет угроз. Он направлен на упрощение коммуникаций.

3. Манипуляции с закрытыми вопросами.
Опасен закрытый вопрос в случае, когда собеседник имеет целью навязать Вам свою оценку, мнение, поставить Вас в тупик, создать невыносимую ситуацию в общении или создать у окружающих невыгодное впечатление о Вас.

Примеры манипуляций с закрытыми вопросами:
«Так Вы предпочитаете научную литературу или бульварную прессу?»
«Так я не понял… ты веришь в Бога или нет?»
Если саркастически выразить смысл подобного вопроса, получится примерно следующее: так ты умный или красивый — выбирай!

По контексту вопроса всегда ясно, что автор вопроса считает положительным, что отрицательным. И всегда получается, что отвечающий вынужден либо нагло причислить себя к идеалу, либо обесценить себя и согласиться на худшее сравнение.
Здесь мы видим урезание вариантов выбора. Предлагаются только те крайности, которые вопрошающий считает нужным обозначить. А цель его всегда одна — дать крайнюю оценку. Либо ты умен, либо очень глуп. Но скорее глуп…
Объективно между научной литературой и бульварной прессой есть огромное множество жанров. Не так ли?
В вере и неверии в Бога есть столько состояний сознания, что на этот вопрос даже священник будет отвечать столько, сколько у него будет времени и слов — пытаясь максимально точно донести до нас, что для него вера и как именно он верит…

Но все варианты в деструктивном закрытом вопросе нарочно упускаются из виду. Человек, задающий подобный вопрос принуждает собеседника к заранее проигрышному выбору. Навязывает свои понятия и рамки. Он как будто ставит себя на три ступени выше собеседника и говорит: «Вот я — читаю научную литературу и ориентируюсь на факты и исследования, а ты, в лучшем случае, даже если и читал учебник физики, явно попахиваешь бульварщиной…»

Выдержать такой риторический удар сложно. Поэтому учимся.

ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ?
1. Пытаться сделать выбор. Любой выбор лишь усилит деструкцию по поводу Вашего несоответствия.
— Бульварную? — я так и думал, по Вам заметно!
— Научную? — Что-то не похоже, по Вам не скажешь, почему же тогда… и т. п.
Бомбардировка будет продолжаться на Вашей территории и не по Вашим правилам. Потому что Вы к себе допустили, защищаетесь, отступаете, доказываете свое соответствие. Вот только соответствие чему?! Или кому?! Задумываться некогда!

2. Предлагать свой вариант, начиная с отрицания заранее обозначенных — тоже не стоит.
Например: «Нет, я предпочитаю научно-популярные журналы, когда я говорил об этом, то имел в виду статью журналиста…». Поймите, Вам выдан самый правильный и самый плохой ответ. Любой иной ответ, кроме правильного — тоже недостаточно хорошо. В общем… плохой. Вам придется признать свой проигрыш.
Манипулятор легко объяснит, что все худшее — хуже лучшего, поэтому не старайтесь! Предложили свой вариант — проиграли.

3. Пытаться оправдаться. Например: «Я не это имел в виду… Вы меня не правильно поняли… Я понимаю, что я мог показаться…» Не надо пытаться сказать, что Вы имели в виду не то, что подумал Ваш собеседник… Он все понял. Все оценил и его игра не в том, чтобы докопаться до истины или обратить Вас в свою веру. Его задача — обесценить Вас и подняться над Вами. Стать доминантой величиной. В свою веру Вы его не обернете. Его вера в том, что он лучше Вас и правее Вас. И Ваше оправдание не заставит его в этом усомниться, а только усилит веру в свою правоту.
4. Агрессировать, огрызаться и переводить стрелки: «Что Вы читаете, научную литературу или бульварную прессу?» — «А Вы что читаете?!»
Понятное дело, по контексту вопроса, наш манипулятор читает самое лучшее, самое научное и передовое. Он даже готов перечислить — что! Вы останетесь раздетым.
И даже если ваш список аргументов окажется довольно увесистым, Вы услышите в ответ что-то вроде: «Как можно прочесть такую литературу! и остаться таким «не очень умным человеком»…

Короче говоря, любой ответ, который интуитивно напрашивается в данной ситуации — плох. Манипулятор останется при своем интересе и попьёт Вашу кровушку.

ЧТО СТОИТ ДЕЛАТЬ?
Есть НЕСКОЛЬКО вариантов. Выбирайте по себе и по ситуации:

1. Жесткое игнорирование. Проигнорировать, сделать вид, что вопрос задан не Вам или, что вообще и не было вопроса, на который нужно отвечать.
…кто-то что-то говорил… но кто и что — Вы не расслышали… Можно даже посмотреть на собеседника с недоумением, мол, да ты, оказывается, здесь! извини! не заметил! И дальше направить взгляд как бы насквозь — смотрю и не вижу… Это полностью обескураживает манипулятора, потому что ему нужна яркая реакция. Ваша защита. А что делать с ее отсутствием, что делать с отсутствием внимания к себе — он не знает. Продолжения не последует. Вопрос не повторится. Потому что повторенный дважды вопрос — теряет силу. Манипулятор это чувствует.

Здесь требуется тонкое владение собой, мимикой, ситуацией. И, конечно, по статусу собеседник должен быть хотя бы на одном уровне с Вами. Такая тактика не подойдет к людям, по отношению к которым Ваш социальный или должностной статус ниже.

2. Корректное игнорирование. Можно игнорировать суть вопроса, агрессивный характер вопроса. Но не факт присутствия собеседника. Ваша стратегия — это реплика мимо темы вопроса… но с акцентом на значимость мнения собеседника.
Например: «Мне понятно, Вы разбираетесь в этом вопросе лучше меня и Вам есть что сказать… Мне интересно узнать, что Вы думаете.» «Мне показалось Вы думаете иначе?»
В этом случае собеседник не получает от Вас корма в виде Ваших эмоций и будет объяснять свою позицию из роли учителя. Возможно, с давлением и с чувством превосходства над Вами. Но именно эту часть можно уже проигнорировать жестко.

Смотрите по ситуации.

3. Манипулятивное игнорирование. Этот вид со стороны почти ничем не отличается от корректного игнорирования, но в Вашем вопросе могут прозвучать язвительные нотки вроде таких:
«Я, похоже, чем-то задел или обидел?» «Мне кажется, Вам эта тема глубоко небезразлична?» «Я задел что-то больное для Вас?»

В вопросе под видом заботы о чувствах собеседника скрыт намек на его слабость. Этот прием ставит Вас выше собеседника. Но на использование этой техники нужно иметь внутреннюю психологическую санкцию, то есть чувство, что Вы справитесь с тем, что будет дальше.

Вы заставили собеседника почувствовать себя уязвленным. Скорее всего ему придется перед Вами оправдываться. И собеседник Вам будет за себя мстить. Возможно, очень незаметно и больно. Если в Вас много злости, но и не меньше уверенности в своих силах — попробуйте и это коварство…

4. Блокировка собеседника. Заключается в том, что Вы ставите вопрос вместо ответа. Вопрос этот обычно прямо сформулирован из вопроса, адресованного к Вам. Смысл его такой: «А Вы сами что думаете по поводу этого вопроса?»
Ваш собеседник задал Вам закрытый вопрос и предложил свои варианты. Он хотел посмотреть, как Вы выкрутитесь из ситуации, из которой только он знает правильный выход. А Вы берете поворачиваетесь к нему и говорите: «Нет, дружочек, меня рассматривать не будем. Будем рассматривать только тебя и прогуливаться вместе — по твоей территории. Веди! Я иду за тобой! Ведь только тебе известна истина!»

Другими словами, Вы блокируете вход на свою территорию и гасите инициативу собеседника распоряжаться Вами и задавать вопросы. Теперь вопросы задаете Вы. А ему отвечать. Пусть потрудится. Он быстро угаснет.

В нашем исходном примере с видами литературы, например, эта тактика работает так:

— Так Вы предпочитаете научную литературу или бульварную прессу?
— Вероятно, я высказался так, что Вам уже известно, какой литературой я пользуюсь…
— Это с какой стати?
— Вы четко обозначили области литературы, откуда я мог почерпнуть свои знания… Но что Вы сами думаете? Мне интересно Ваше мнение.

Попробуйте вычислить ситуации, когда Вы попадали в манипуляцию с закрытым вопросом. Проиграйте ее мысленно — по всем трем вариантам игнорирования и блокировки. Напишите, если применение одного из вариантов к Вашей ситуации не подходит — разберемся вместе!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все коммуникативные ситуации, которые вызывают у Вас гнев, недоумение, обиду, раздражение и желание защищаться, имеют особое место в коммуникациях.

Негативные реакции универсальны, а причины, которые их вызывают — различны.

— Вами манипулируют
— Вам прямо угрожают
— На Вас субъективно давит авторитет человека, который ничего плохого Вам не собирается делать,
А у Вас во всех случаях страх. Защита. Избегание. Обесценивание себя и переоценка значимости или силы собеседника.

Коммуникативный провал, другими словами.

Когда мы чувствуем рождение неприятных эмоций, то обычно автоматически включаем защитный паттерн и привычным образом отыгрываем «опасную» для себя ситуацию. Бессознательно. И поэтому каждый раз по невыгодной схеме.

Если Вы чувствуете негативные эмоции, встающие у Вас внутри — попробуйте отстраниться и понять, что их вызывает. Если оказалось, что в Ваш адрес звучит закрытый деструктивный вопрос — выбирайте известную Вам схему и действуйте. Манипулятора можно переиграть.

И, конечно, не могу не напомнить о том, что групповая психотерапия дает в области коммуникаций бесценные знания и навыки. Посмотрите мои (и не мои) видео, почитайте мои (и не мои) статьи об этом. Человеческие коммуникации — это сфера требующая внимания и постоянного развития.

Чувствуете проблемы в общении с людьми, поставьте задачу решить свои проблемы, отбросьте сомнения, придумайте план действий и действуйте.

Удачи!

Опубликовала    18 окт 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

Задайте свой вопрос - управляйте беседой!

Когда Вам задают вопросы — Вы вынуждены отвечать.
То есть ВЫ подчинены воле собеседника. Вопросы всегда задает главный. Это родительская роль. Ведущая.
Задавать вопросы — значит направлять ход беседы. Контролировать собеседника.

Отвечать — это удел ребенка, младшего, ведомого.

Если вы чувствуете, что собеседник взял верх и управляет Вами, задайте ему СВОЙ вопрос.
Пусть теперь он отвечает, а Вы контролируете ход беседы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭлина Муратова  06 сен 2021

Жертвовать собой — это насильно выдавать кредит с процентами под отсутствующие потребности.

Вам будет казаться, что Он Вам должен. А Он будет усиленно припоминать и убедится, что ни о чем таком Вас не просил…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭлина Муратова  26 сен 2021

Интимность речи. Или хороший речевой прием.

— Я тебе это уже 1000 раз говорил!

— Я тебе говорю это каждый день, а тебе, что об стенку горох!

— Я уже язык до мозолей натер тебе это говорить!

— Я каждый день тебе говорю одно и то же!

— Я всегда это говорю…

— Я всем это говорю…

Зачем?.. зачем что-то говорить тысячи раз — всегда — всем или одному и тому же человеку? Если Вы так делаете, значит Вши коммуникации не работают или работают плохо…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭлина Муратова  14 окт 2021

Имя Отчество

Он сказал...

Если мужчина называет женщину по Имени-Отчеству, то одно из двух — либо он ее боится, либо не видит в ней женщину

Опубликовала  пиктограмма женщиныЭлина Муратова  24 сен 2021

Одна женщина рассталась с мужем.
Из-за ерунды. Он ее не встретил в аэропорту. Что она, маленькая, что ли? Можно там заказать такси и прекрасно доехать до дому. Деньги есть. Какой смысл переться так далеко, тратить деньги и время, если удобнее взять такси и доехать? Эта дама так и сделала. Зашла в квартиру, муж за компьютером; обернулся и сказал: «Ты приехала? Привет!», — и снова уткнулся в экран. То ли играл он, то ли работал, трудно сказать, он всегда был за компьютером. Или на диване с планшет…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМилли-Адель  16 авг 2017