Закрытый вопрос — это вопрос, на который может последовать краткий однозначный ответ — да, нет, не знаю. Либо выбор из предложенных вариантов.
ТРИ СИТУАЦИИ УПОТРЕБЕЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
1. Анкетирование
Когда закрытый вопрос звучит в анкетировании — он имеет целью уточнить конкретную информацию и предполагает, что все возможные варианты предусмотрены самим вопросом. Это упрощает Вам — ответ, а анкетирующему — сбор информации. Примеры закрытых вопросов в анкете:
Укажите свой пол — М или Ж?
2. Позитивное уточнение предпочтений и позиций в быту.
Пример употребления:
«Вам чай, кофе или воду?»
«Вы предпочитаете остаться в помещении или выйдем на балкон?»
«Поговорим о наших планах на завтра или сначала расскажешь мне, что у тебя на работе?»
Позитивный закрытый вопрос, во-первых, обозначает полный круг возможностей, не урезанный в манипулятивных целях.
Во-вторых, дает реальный выбор.
В-третьих, всегда позволяет отказаться от всего предложенного без возможных санкций.
Позитивный закрытый вопрос не несет угроз. Он направлен на упрощение коммуникаций.
3. Манипуляции с закрытыми вопросами.
Опасен закрытый вопрос в случае, когда собеседник имеет целью навязать Вам свою оценку, мнение, поставить Вас в тупик, создать невыносимую ситуацию в общении или создать у окружающих невыгодное впечатление о Вас.
Примеры манипуляций с закрытыми вопросами:
«Так Вы предпочитаете научную литературу или бульварную прессу?»
«Так я не понял… ты веришь в Бога или нет?»
Если саркастически выразить смысл подобного вопроса, получится примерно следующее: так ты умный или красивый — выбирай!
По контексту вопроса всегда ясно, что автор вопроса считает положительным, что отрицательным. И всегда получается, что отвечающий вынужден либо нагло причислить себя к идеалу, либо обесценить себя и согласиться на худшее сравнение.
Здесь мы видим урезание вариантов выбора. Предлагаются только те крайности, которые вопрошающий считает нужным обозначить. А цель его всегда одна — дать крайнюю оценку. Либо ты умен, либо очень глуп. Но скорее глуп…
Объективно между научной литературой и бульварной прессой есть огромное множество жанров. Не так ли?
В вере и неверии в Бога есть столько состояний сознания, что на этот вопрос даже священник будет отвечать столько, сколько у него будет времени и слов — пытаясь максимально точно донести до нас, что для него вера и как именно он верит…
Но все варианты в деструктивном закрытом вопросе нарочно упускаются из виду. Человек, задающий подобный вопрос принуждает собеседника к заранее проигрышному выбору. Навязывает свои понятия и рамки. Он как будто ставит себя на три ступени выше собеседника и говорит: «Вот я — читаю научную литературу и ориентируюсь на факты и исследования, а ты, в лучшем случае, даже если и читал учебник физики, явно попахиваешь бульварщиной…»
Выдержать такой риторический удар сложно. Поэтому учимся.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ?
1. Пытаться сделать выбор. Любой выбор лишь усилит деструкцию по поводу Вашего несоответствия.
— Бульварную? — я так и думал, по Вам заметно!
— Научную? — Что-то не похоже, по Вам не скажешь, почему же тогда… и т. п.
Бомбардировка будет продолжаться на Вашей территории и не по Вашим правилам. Потому что Вы к себе допустили, защищаетесь, отступаете, доказываете свое соответствие. Вот только соответствие чему?! Или кому?! Задумываться некогда!
2. Предлагать свой вариант, начиная с отрицания заранее обозначенных — тоже не стоит.
Например: «Нет, я предпочитаю научно-популярные журналы, когда я говорил об этом, то имел в виду статью журналиста…». Поймите, Вам выдан самый правильный и самый плохой ответ. Любой иной ответ, кроме правильного — тоже недостаточно хорошо. В общем… плохой. Вам придется признать свой проигрыш.
Манипулятор легко объяснит, что все худшее — хуже лучшего, поэтому не старайтесь! Предложили свой вариант — проиграли.
3. Пытаться оправдаться. Например: «Я не это имел в виду… Вы меня не правильно поняли… Я понимаю, что я мог показаться…» Не надо пытаться сказать, что Вы имели в виду не то, что подумал Ваш собеседник… Он все понял. Все оценил и его игра не в том, чтобы докопаться до истины или обратить Вас в свою веру. Его задача — обесценить Вас и подняться над Вами. Стать доминантой величиной. В свою веру Вы его не обернете. Его вера в том, что он лучше Вас и правее Вас. И Ваше оправдание не заставит его в этом усомниться, а только усилит веру в свою правоту.
4. Агрессировать, огрызаться и переводить стрелки: «Что Вы читаете, научную литературу или бульварную прессу?» — «А Вы что читаете?!»
Понятное дело, по контексту вопроса, наш манипулятор читает самое лучшее, самое научное и передовое. Он даже готов перечислить — что! Вы останетесь раздетым.
И даже если ваш список аргументов окажется довольно увесистым, Вы услышите в ответ что-то вроде: «Как можно прочесть такую литературу! и остаться таким «не очень умным человеком»…
Короче говоря, любой ответ, который интуитивно напрашивается в данной ситуации — плох. Манипулятор останется при своем интересе и попьёт Вашу кровушку.
ЧТО СТОИТ ДЕЛАТЬ?
Есть НЕСКОЛЬКО вариантов. Выбирайте по себе и по ситуации:
1. Жесткое игнорирование. Проигнорировать, сделать вид, что вопрос задан не Вам или, что вообще и не было вопроса, на который нужно отвечать.
…кто-то что-то говорил… но кто и что — Вы не расслышали… Можно даже посмотреть на собеседника с недоумением, мол, да ты, оказывается, здесь! извини! не заметил! И дальше направить взгляд как бы насквозь — смотрю и не вижу… Это полностью обескураживает манипулятора, потому что ему нужна яркая реакция. Ваша защита. А что делать с ее отсутствием, что делать с отсутствием внимания к себе — он не знает. Продолжения не последует. Вопрос не повторится. Потому что повторенный дважды вопрос — теряет силу. Манипулятор это чувствует.
Здесь требуется тонкое владение собой, мимикой, ситуацией. И, конечно, по статусу собеседник должен быть хотя бы на одном уровне с Вами. Такая тактика не подойдет к людям, по отношению к которым Ваш социальный или должностной статус ниже.
2. Корректное игнорирование. Можно игнорировать суть вопроса, агрессивный характер вопроса. Но не факт присутствия собеседника. Ваша стратегия — это реплика мимо темы вопроса… но с акцентом на значимость мнения собеседника.
Например: «Мне понятно, Вы разбираетесь в этом вопросе лучше меня и Вам есть что сказать… Мне интересно узнать, что Вы думаете.» «Мне показалось Вы думаете иначе?»
В этом случае собеседник не получает от Вас корма в виде Ваших эмоций и будет объяснять свою позицию из роли учителя. Возможно, с давлением и с чувством превосходства над Вами. Но именно эту часть можно уже проигнорировать жестко.
Смотрите по ситуации.
3. Манипулятивное игнорирование. Этот вид со стороны почти ничем не отличается от корректного игнорирования, но в Вашем вопросе могут прозвучать язвительные нотки вроде таких:
«Я, похоже, чем-то задел или обидел?» «Мне кажется, Вам эта тема глубоко небезразлична?» «Я задел что-то больное для Вас?»
В вопросе под видом заботы о чувствах собеседника скрыт намек на его слабость. Этот прием ставит Вас выше собеседника. Но на использование этой техники нужно иметь внутреннюю психологическую санкцию, то есть чувство, что Вы справитесь с тем, что будет дальше.
Вы заставили собеседника почувствовать себя уязвленным. Скорее всего ему придется перед Вами оправдываться. И собеседник Вам будет за себя мстить. Возможно, очень незаметно и больно. Если в Вас много злости, но и не меньше уверенности в своих силах — попробуйте и это коварство…
4. Блокировка собеседника. Заключается в том, что Вы ставите вопрос вместо ответа. Вопрос этот обычно прямо сформулирован из вопроса, адресованного к Вам. Смысл его такой: «А Вы сами что думаете по поводу этого вопроса?»
Ваш собеседник задал Вам закрытый вопрос и предложил свои варианты. Он хотел посмотреть, как Вы выкрутитесь из ситуации, из которой только он знает правильный выход. А Вы берете поворачиваетесь к нему и говорите: «Нет, дружочек, меня рассматривать не будем. Будем рассматривать только тебя и прогуливаться вместе — по твоей территории. Веди! Я иду за тобой! Ведь только тебе известна истина!»
Другими словами, Вы блокируете вход на свою территорию и гасите инициативу собеседника распоряжаться Вами и задавать вопросы. Теперь вопросы задаете Вы. А ему отвечать. Пусть потрудится. Он быстро угаснет.
В нашем исходном примере с видами литературы, например, эта тактика работает так:
— Так Вы предпочитаете научную литературу или бульварную прессу?
— Вероятно, я высказался так, что Вам уже известно, какой литературой я пользуюсь…
— Это с какой стати?
— Вы четко обозначили области литературы, откуда я мог почерпнуть свои знания… Но что Вы сами думаете? Мне интересно Ваше мнение.
Попробуйте вычислить ситуации, когда Вы попадали в манипуляцию с закрытым вопросом. Проиграйте ее мысленно — по всем трем вариантам игнорирования и блокировки. Напишите, если применение одного из вариантов к Вашей ситуации не подходит — разберемся вместе!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все коммуникативные ситуации, которые вызывают у Вас гнев, недоумение, обиду, раздражение и желание защищаться, имеют особое место в коммуникациях.
Негативные реакции универсальны, а причины, которые их вызывают — различны.
— Вами манипулируют
— Вам прямо угрожают
— На Вас субъективно давит авторитет человека, который ничего плохого Вам не собирается делать,
А у Вас во всех случаях страх. Защита. Избегание. Обесценивание себя и переоценка значимости или силы собеседника.
Коммуникативный провал, другими словами.
Когда мы чувствуем рождение неприятных эмоций, то обычно автоматически включаем защитный паттерн и привычным образом отыгрываем «опасную» для себя ситуацию. Бессознательно. И поэтому каждый раз по невыгодной схеме.
Если Вы чувствуете негативные эмоции, встающие у Вас внутри — попробуйте отстраниться и понять, что их вызывает. Если оказалось, что в Ваш адрес звучит закрытый деструктивный вопрос — выбирайте известную Вам схему и действуйте. Манипулятора можно переиграть.
И, конечно, не могу не напомнить о том, что групповая психотерапия дает в области коммуникаций бесценные знания и навыки. Посмотрите мои (и не мои) видео, почитайте мои (и не мои) статьи об этом. Человеческие коммуникации — это сфера требующая внимания и постоянного развития.
Чувствуете проблемы в общении с людьми, поставьте задачу решить свои проблемы, отбросьте сомнения, придумайте план действий и действуйте.
Удачи!