По картине "Лисичка" М. В. Нестерова.
Первое название картины М. В. Нестерова - "Три старца", 1914 год.
В этом безмолвии слово не ловится
Рыбкой серебряной с уст,
Но для спасения птицам в бескормицу
Рдеет рябиновый куст.
.
На беловодье за дальними скалами
Светлая дремлет заря,
Тихое дружество с братьями малыми
Старцам почтенным даря.
.
Двое в лаптях и скуфейках поношенных,
Третий — главу обнажив,
Смотрят, как из лесу лис настороженный
Вышел, не мёртв и не жив.
.
Диво ли это? Гадать не приходится.
Зная опаску свою,
Душу сполна доверять Богородице
Стало привычно зверью.
.
Вот и теперь не в охотничью яму,
Где лопухи и капкан, —
Лиса тропинка направила к храму
Сквозь бурелом и туман.
.
Правда ли, нет ли… Да нынче и некого
Нам расспросить о былом:
Зверь захотел разделить с человеками
Их человечье тепло.
.
В этой таёжной нехоженой местности,
Что пролегла в мерзлоте,
Выпало старцам смирения крест нести
В мудрости и доброте.
.
Строгий устав помогает в обители.
Лаской наполнив сердца,
В звере узнали пустынные жители
Прежнего рая гонца.
.
Белый монах, разменявший столетие,
Молча раскрыл туесок…
Лис благодарным поклоном ответил им,
Взяв осторожно кусок.
.
Знать — не узнали и ведать — не сведали,
Мира мгновения для,
Старцы и звери, что кровью и бедами
Эта зальётся земля…
.
…Лис удалился знакомыми лазами
В свете немеркнущих вод.
Шёл над скитами и древними сказами
Первый погибельный год.
Посещение Соловецкого монастыря сыграло важную роль в развитии творческого стиля Нестерова. Его привлекла чистая и уединенная жизнь монахов, полная доброты и умиротворения.
Живописец сравнивал мир, в котором они находятся, с красивой детской сказкой, случившейся наяву. В каждом кустарнике, цветке или пушном зверьке он находил сокровенные для его сердца идеалы.