— Юрий, расскажите о своих творческих корнях. Как вы начали свой творческий путь?
— В школе я очень много читал. Читать мне нравилось больше, чем гулять. Литературу я выбирал только классическую и, в основном, по программе. И, так как я был образцовым читателем, мне казалось, что я уже великий писатель. Я думал, что читать и писать — это одно и тоже и, что, кто много читает, тот уже является первоклассным писателем. И я гордился не только тем, что много читаю, но и тем, что стану писателем. Я вел дневник чтения, в котором писал рецензии на прочитанные книги и записывал количество страниц, прочитанных за месяц. Я старался ставить рекорды и читать максимальное количество страниц.
Когда я учился в Университете Управления, я на третьем курсе открыл для себя «Музей Кино» — там показывали только киноклассику. В течение четырех лет я по три раза в неделю ходил на самые лучшие фильмы. Правда, на этот раз, великим режиссером я себя не считал, но думал, что критик из меня получится. Я оценивал фильмы по шкале от одного до пяти баллов.
Таким образом, любовь к чтению литературной классики перешла у меня в любовь к просмотру классических фильмов.
— Интересно! А корни человеческие?..
— У меня мама еврейка, а папа — русский. А я — советский. Я родился в 1976 году в СССР и корни у меня советские, социалистические. Я, как и все советские граждане, идеалист, и идеализм у меня материалистический. Мне передалась советская целеустремленность и моральность. В СССР государство воспитывало людей и я перенял высокие идеалы официальной культуры. Поэтому современную массовую культуру я игнорирую, мне нравится культура элитная, высокодуховная.
— Что думаете о космополитизме? Об отсутствии границ?
— Я считаю, что все люди одной национальности, потому что базовые гуманитарные константы, гуманитарные абсолюты у всех общие, высшие духовные ценности у всех людей едины. И границ быть не должно, ведь цели людей должны соответствовать их ценностям, а цели должны быть интернациональными, чтобы всем людям во всех странах жилось хорошо и все были культурными, образованными и нравственными, чтобы все были счастливы через приобщение к духовности. Я за высокую, моральную культуру, которая должна занять место массовой псевдокультуры. А идеалистическая культура, конечно, интернациональная.
— Основные темы Авторов на протяжении веков: Любовь, Смерть, Свобода… Какая из них для вас наиболее характерна?
— Ценностным ядром творчества должна быть любовь. Все темы так или иначе крутятся вокруг любви. Любовь — это наивысшая ценность.
Для меня характерна тема свободы, я в своем творчестве отстаиваю культурный плюрализм, множественность подходов и точек зрения, многополярность идеологий, свободу интерпретаций и бесчисленное количество толкований, мультикультурность и полипарадигмальность, расшатывание стереотипов и приоритет художественности мышления и богатства языка.
В моем творчестве огромное внимание уделяется теме дополнительности точек зрения на мир, свободе понимания, свободе оценки действительности с разных позиций.
— Есть ли «коллеги по цеху», которых вы удостоили бы пьедестала?
— Я с 2008-го года сотрудничаю с певцом, диктором, композитором и писателем из Тольятти Андреем Кабиловым. Он озвучивает мои лучшие тексты, пишет на мое творчество рецензии, публикует меня на своих литературных страницах. Мы обмениваемся культурными новостями и я беру с него пример как с творческой личности.
Я слежу за творчеством писательницы и поэтессы Виолетты Баши. Я читаю ее новые работы, а она пишет рецензии на меня.
Я сотрудничаю с известным на Стихи.ру писателем Натом Весениным. Мы создаем с ним творческие группы, ведем литературные журналы, создали много разных литературных групп во ВКонтакте и Фэйсбуке и активно участвуем в сетевой литературе.
Мы с Натом Весениным играем в поэтические дуэли. Он пишет какой-то афоризм, а я сразу делаю экспромт-импровизацию-пародию или рецензию.
С 2008-го я года регулярно публикуюсь и пишу рецензии на голландско-русском литературном сайте Андерсвал. Все постоянные участники этого сайта достойны похвалы и благодарности. На сайте идет активная литературная жизнь.
С позапрошлого года я стал сотрудничать с литературным порталом «Печорин». Там публикуются новости, события и произведения лучших современных писателей.
— Как вам кажется, обязательно ли Автор должен озвучивать свою гражданскую позицию в творчестве? Или искусство должно быть «чистым»?
— Я думаю, в творчестве никогда не надо ставить точки над «и». Читатель должен сам «додумать», сам вжиться, проникнуться идеями, сам дописать текст, сам прочувствовать и сделать вывод. Прямым текстом что-то назидать бессмысленно, читатель должен сам понять мораль через творческий образ, перепрожить сюжет.
Искусство не бывает «чистым», в нем всегда есть идеология, но в настоящем искусстве идея передается так, что читатель понимает ее через эстетические переживания, интуитивно.
— Что думаете о цензуре в творчестве?
— Это очень сложный вопрос. У каждого автора должна быть своя «внутренняя цензура». На счет «внешней» цензуры есть разные точки зрения, но, так как я вырос в СССР, мне нравилось, что на телевидение не допускали боевики и низкопробные западные фильмы и общественное мнение уважало классику и не приветствовало низкие жанры. В таком смысле, как было в СССР, я за цензуру, чтобы антикультуры не было и место массовой культуры заняла бы культура элитарная, моральная и нравственная и не было бы антиобразцов и антишаблонов аморального поведения, которых так много в недокультуре. Культура должна транслировать высокие нормы и стандарты, и в этом понимании, цензура хоть какая-нибудь, но быть должна. Культурную матрицу должны контролировать эксперты, нельзя пускать информационное поле на самотек, чтобы коммерческие интересы не принижали культурный уровень людей и не опустошали и не дегуманизировали, не деморализировали и не озверяли народ антинормами и антиобразцами антиповедения. Культура должна вести к нравственному прогрессу и цензура этому бы способствовала.
А что, нет коммерческой цензуры? Что выгодно, что приносит прибыль, на чем больше можно сделать денег, то и показывают в кино. Это тоже можно назвать цензурой с позиции прибыли. А цензура должна быть с позиции морали.
— Есть ли для вас темы-табу?
— Я не люблю матерные слова. Считаю, что мат употреблять не нужно. Еще я не люблю антишаблоны поведения, которых так много в массовой культуре, насилие, злость, секс и так далее. Я считаю, что негативные антиобразцы не стоит транслировать, чтобы их не повторяли.
Но многие режиссеры и писатели наоборот для того, чтобы привлечь внимание, играют на плохом, выезжают на негативе, выдают псевдоценности за норму, учат народ антинормам, играют на черных мотивах.
— Что в окружающей реальности, в сегодняшнем времени вас особенно радует? Что тревожит?
— Меня радует то, что, благодаря интернету и компьютерам информация стала доступной, как при коммунизме. Теперь любую книгу и любой фильм можно найти за секунды. Не надо ходить в библиотеки, все базы данных есть в сети. Учиться стало намного эффективнее и легче.
Теперь в социальных сетях каждый может стать медиаперсоной и распространять свое творчество среди множества людей.
Но именно эта информационная свобода и тревожит, так как массовая псевдокультура тоже может распространять антимодели поведения и негативные сценарии через современные средства коммуникации.
С одной стороны хорошо, что стало в сотни раз больше фильмов, книг и новостей, но такая децентрализация информации ведет к беспорядку, в том числе и духовному.
— Новый Андеграунд — что это для вас?..
— Для меня новый андеграунд — это мое творчество. Я пишу сразу, экспромтом, почти не перечитываю написанное, импровизирую и сразу публикую. Так как я, никто не пишет, а мне нравится именно такое автоматическое письмо, как поток сознания.
Я считаю, что с первого раза всегда получается лучше, а редактирование только портит смысл.
Как само написалось, так и правильно. Я за спонтанность и случайность в творчестве. Это не как «оговорки по Фрейду», но какая-то доля истины в наивном письме, в минимализме есть.
Я за эксперименты в творчестве, я за поиск новых форм и новых форматов, за неформат, за абсурд, авангард, парадоксы и сюрреализм.
Анастасия Мурзич