Стереотипизация (стандартизация, создание предрассудков) — процесс формирования мыслительных образов, типичных для того или иного уровня производственных отношений или класса. В эпоху позднего капитализма — приём манипуляции сознанием, внедрение и поддержание в нём как ценностей буржуазного класса, так и архаичных и деструктивных предрассудков (лженаука, религиозный культ). Является идеологической основой массовой культуры и антикоммунистической пропаганды. Для стереотипов буржуазного общества характерно культивирование ненависти к людям, обществу, национальности. Как правило, они выражают лишь амбицию буржуазии («лучших людей») в отношении объекта («рабочие — это неудачники», «люди старше 40 — старые», «деньги решают всё», «народ ленив и глуп»). Такие стереотипы формируются по принципу подмены контекста и экстраполяции, для усиления эффекта применяются подтасовка информации, прямая ложь или психологическое насилие (запугивание, разжигание ненависти, морализаторство). Стереотипы крайне устойчивы в сознании отчуждённых масс, видящих их как «простые истины», «общеизвестные факты», и использующими их как способ самоутверждения.
Примеры стереотипов в антисоветской пропаганде:
1) Капитализм это достаток, порядок и свобода (рыночная экономика выдаётся за социальные и классовые привилегии).
2) Сталинщина — власть социопатов и разгул садизма (социализм интерпретируется как отчуждение и деградация, революционный террор — как фашистский).
3) Советские люди — серая бессловесная масса, неспособная к свободе и недостойная её (коллективизм трактуется как корпоративное холопство).
А) Красная армия воевала числом, а не умением, закидала врага трупами (высокий уровень потерь на Восточном фронте и массовое самопожертвование трактуются как пренебрежение к массам).
5) Плановая экономика — постоянный дефицит, недостаток самых простых вещей (дефицит экстраполируется, трактуясь как бесхозяйственность и опущенность). Цели стереотипизации — внушение массам буржуазных ценностей под видом «здравого смысла», насаждение невежества, равнодушия и социальной пассивности («я и так всё знаю», «жадность неистребима», «лучше уж так, чем ещё хуже»), легитимация экономического, психологического и прямого террора буржуазии. Стереотипы выполняют функцию заслона действительности, сокрытия его классовой природы, убеждающего обывателя в вечности буржуазного мира, в безысходности его существования.