Моя мама?
До самых взрослых ногтей она была моим путеводителем и стражем порядка. Каждый мой шаг был ей подконтролен. Все было определено за меня и — чаще — без моего участия.
Благодаря маме я училась бальным танцам и фортепиано.
А сарафан мне сшила бабушка!
Все, что меня привлекало в бальных танцах — это ярко-красный сарафан в крупный белый горох. Его сшила мне бабушка.
Волнистые крылышки на тонких бретелях и юбка солнце-клеш. Ради сарафана я собиралась и шла в зал. Но своим замечательным сарафаном я успевала насладиться еще до начала урока.
Я приходила в Дом Культуры заранее, бегала по широкой парадной лестнице, обитой ковром, а потом кружилась в рекреации перед зеркалом. Пока я делала обороты вокруг себя, моя юбочка поднималась над паркетом и большой волной парила вокруг талии…
Хм! Было очень приятно… Мне явно завидовали девочки из группы. Они подходили и спрашивали, откуда я взяла свой сарафан. Я объясняла, что его сшила мне бабушка. И девочки уходили, опустив головку с туго заплетенными косичками, худенькие плечики с бретельками без крылышек… в своих юбочках-трапециях.
В один из «бальных» дней, перед самыми танцами, я прилегла в кровать, на лицо упал луч яркого майского солнца. Я накрыла лицо ладонью и мысли покинули мою голову. Мне казалось, не прошло и пяти минут, пришла мама и стала будить: «Доченька, вставай, пора на танцы!»
Я не шевельнулась, тело было налито свинцом. Я промычала, что не могу. Но мама положила передо мной сарафан и сказала, что у меня пять минут до выхода… Откуда мама тогда могла знать, что я и сегодня все еще буду помнить это непреодолимое желание спать… Никогда в жизни я не хотела спать так сильно, как тогда!
Руки-ноги меня не слушались. Музыка и голос преподавательницы практически не касались моего мозга. Глаза были открыты, но все во мне спало. Я еле ползала по залу за своим неунывающим партнером.
В тот день на занятии я отчетливо поняла, что сарафан я не люблю ровно так же, как и танцы.
Мама убедилась, что зря тратит на меня свое время только через пару лет… Из всего, что осталось в памяти от этих занятий, помню только высокую худую учительницу в золотистых босоножках на среднем каблуке и ее ноги в третьей позиции на паркете…
Финальный аккорд на экзамене по фортепиано — был и последним касанием инструмента
Мое фортепиано было еще более тягостным делом. Оно затянулось на семь долгих лет.
В музыкальной школе я была ученицей на хорошем счету. Я понимала все требования и выполняла их. Но старалась только для того, чтобы сокращать время, проводимое на табурете перед инструментом.
Я часто повторяла маме — иногда с раздражением, а иногда и в слезах:
— Когда ты уже освободишь меня от этой каторги?!
— Вот музыкальную школу закончишь, и освобожу, — отвечала мама тихо с наигранным спокойствием.
Что сказать! Моя мама была музыкальным руководителем по образованию и профессии. Этим фактом я была приговорена к музыке по факту своего рождения: «Ты же девочка! Тебе это в жизни пригодится!» — был весомый мамин аргумент.
Семь лет я штудировала музыкальную грамоту. Волшебный день выпускного экзамена — я помню его как сейчас. Три произведения сыграны на отлично. Последний аккорд. Я встаю довольная, делаю короткий поклон экзаменационной комиссии и выхожу из зала. Все! Занавес!
Мама: ощутила, что ее музыкально-материнский долг на этом завершен.
Я: больше никогда не коснулась клавиш, даже чтобы протереть пыль с инструмента!
Слава богу, все тяготы «музыкального ребенка» я взяла на себя, и двух моих младших братьев эта участь миновала. Они даже и не подозревают, как тяжко я за всех нас отдувалась.
Что я вынесла из уроков своего воспитания во взрослую жизнь?
Есть смысл вести ребенка туда, куда ему хочется. И не нужно ему туда, где возникает противостояние и конфликт.
Только по велению сердца возникает то, в чем есть смысл. Знаем ли мы великих людей, которых заставила заняться своим ремеслом мама? — Нет!
От старания родителей, когда эти старания идут вразрез с интересами ребенка — появляются посредственные носители навыков ремесла, и родители, впадающие в иллюзию выполненного «родительского долга».
Всегда, когда мы видим ребенка, достигшего большого результата, за его плечами мы находим того, кто не настоял, а разглядел талант, оказал необходимую помощь и поддержку, действовал в интересах ребенка, а не вопреки им.