18 августа исполнилось 88 лет Роману Полански, живому классику современного кинематографа, человеку удивительной судьбы и очень сильного характера.
Он родился в 1933 году в Париже, в семье польских евреев, которые имели
несчастье в 1937 году вернуться на родину, в Польшу.
Когда началась Вторая мировая, семья попала в краковское гетто, обстановку в котором он так достоверно изобразил в фильме «Пианист».
Двадцатый век проехал по судьбе Полански, проскрежетал железными тяжелыми колесами по его нежной, ранимой душе, изодрав ее в куски, но не сломив её, не отняв у своей жертвы главное: способности творить.
Маленький Ромек видел ужасы гетто, видел, как забрали в Освенцим его беременную мать, погибшую в газовой печи, как уходил в концлагерь в колонне мужчин его любимый отец, крикнувший сыну: «Не подходи! Беги!»
Романа спасла от смерти семья польских крестьян, которым его отец дал денег, чтобы поселили мальчика у себя. Там он много работал, ухаживал за курами, совсем, как Тэсс в его будушем фильме. Было голодно и одиноко, пока он после войны не встретил в городе своего дядю и не перебрался к нему.
Отец Поланскм выжил в концлагере, после войны снова женился, на что Роман сначала обиделся, сочтя женитьбу предательством памяти матери, а потом понял и простил.
Беги, Ромек, беги! И Полански всегда бежал, и в жизни, и в творчестве. Убегал из гетто, раскусывая колючую проволоку кусачквми; бежал, не дождавшись суда, от американской Фемиды, в пароксизме пуританской морали вознамерившейся, по выражению прокурора, засадить его в тюрьму на сто лет; бежал от назойливых папарацци, прятался от газетчиков в своей парижской квартире. Однажды во время войны, гуляя в поле близ деревни, он увидел немецкого солдата, который целился в него из ружья, хотел убить. Ромек побежал к лесу так быстро, как только мог, и залег в лесу на землю. Маленький мальчишка с детства научился быстро бегать.
В 1968 году его жизни случилась трагедия: банда Мэнсона убила его беременную жену, красавицу Шарон Тэйт и четверых её гостей. По случайности Полански в этот день ещё не вернулся из Лондона, где вел переговоры о новой картине. Окажись он в тот вечер на вилле в Лос-Анжелесе, убили бы и его. Режиссер в мемуарном интервью сказал, что жертвы были выбраны Мэнсоном случайно: роковым образом супруги Полански сняли виллу, в которой прежде жил личный враг Мэнсона, некий продюсер, не признавший певческий талант сатаниста. Так что убийство было актом мести, только жертвами ошиблись.
Пережить убийство жены и нерожденного ребенка Полански смог только благодаря силе духа. Он посвятил памяти Шарон один из самых совершенных своих фильмов: «Тэсс» по роману Томаса Гарди. «Тэсс из рода Д’Эрбервилей» — последняя книга, которую читала Шарон Тэйт.
В конце семидесятых против Полански возбудили уголовное дело, обвинили в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней Саманте Геймор. Тридцать лет длилось преследование. Уже и сама жертва публично простила режиссера, сказала, что получила от него письмо с просьбой о прощении. Но… в 2009 году, когда Полански прилетел в Швейцарию, чтобы получить награду на Цюрихском кинофестивале, американские власти потребовали его экстрадиции. Девять недель в швейцарской тюрьме, месяцы под домашним арестом, письма лучших кинодеятелей мира в защиту режиссера, и власти Швейцарии отказали в экстрадиции.
Что сказать о Полански-режиссере? Его фильмы поражают не меньше, чем повороты его судьбы. Уже самые ранние из них, начиная с первого полнометражного фильма «Нож в воде», сделаны рукой мастера. Полански словно не знал периода ученичества, не набирал мастерство, а сразу явил его миру. Глубоко погружая зрителя в загадки и бездны человеческой души, Полански, о чем бы он ни снимал, говорит об экзистенциальном вечном одиночестве человека среди людей.
Считается, что его творчество исполнено пессимизма, что его взгляд на человеческую природу мрачен, но с этим не хочется согласиться. Да, он знает людей, злая судьба научила его понимать жизнь. Но — вот счастье — он не озлобился, не разучился любить, не стал мизантропом. Ему сильно за 80, и он снимает! В 86 лет сделал фильм «Офицер и шпион» о деле Дрейфуса, и рука мастера ничуть не ослабла, годы над ней, похоже, не властны.
Осыпанный наградами и почестями, при жизни признанный классиком, познавший трагедии и радости, Полански выдержал жизнь, как мало у кого получается.
У каждого зрителя свои любимые фильмы Полански, он умеет делать кино на любой вкус. Мои любимые: «Отвращение"(сам режиссер эту картину не любит), «Горькая луна», «Тэсс», снятая в классической манере, и конечно развесёлая «Резня» которая способна поднять настроение, как мало, какой другой фильм.
Сам Полански так ответил на вопрос, какой свой фильм он любит больше всего:
— Если бы на мою могилу положили кассету с фильмом «Пианист», я был бы счастлив.
Он учился читать по польским титрам, когда, сбежав на день из гетто, за копейки ходил в Кракове в кино. Кино рано вошло в жизнь Ромека, и стало его судьбой.