Если это будущий Чайковский, то он будет играть на пианино, даже если вы будете говорить, чтобы не играл. А если это обычный парень, то тут сложнее… Работоспособность в людях падает. Учеба — это большой и, к сожалению, единственный труд, который сегодня вменяется в обязанность детям. Учиться, по идее, надо заслужить. То, что у нас все учатся, это, конечно, хорошо, но ведь есть такие дети, которые хотели бы учиться, но вынуждены работать — разносить почту, мыть окна, чистить ботинки, — потому что дома у них еще пять-семь братишек… А у нас учатся, учатся, и больше никто от них ничего не требует, а надо требовать, чтобы наводили порядок в своей комнате, чтобы помогали в ежесубботней уборке родителям, чтобы работали с лопатами на огороде или с гаечным ключом в гараже, то есть, мало того, чтобы учился, надо еще приучать его к труду и порядку. А у нас как? «Деточка моя, лялечка моя, ты только учись, только учись!». А он паразитом вырастает: и не учится, и не работает, и не знаешь, что с ним делать… На самом деле компьютерная эра настолько поглотила человеческое сознание, что даже взрослый человек, обладающей полнотой
волевых навыков, не может без телевизора и гаджетов, а что говорить про этих «щеглов», у которых нет никакого жизненного опыта, и нужда их не заставляет трудиться?! И мы сами создаем им комфортные условия. Тот комфорт, который папа и мама устраивают ребенку, — это среда разложения. Нужно, чтобы дети понимали, что их оценки — это не уровень их знаний, это уровень их ответственности и работоспособности. Твои двойки и тройки не означают, что ты дурак, это значит, что ты лодырь и безответственный человек! Может быть, ты очень умный, но ты лодырь, а это хуже. Когда человек умный и лодырь — это хуже, чем когда он трудолюбивый, но простачок, которому не дается, а он хочет учиться.
Мы сами несем полноту ответственности за безалаберность и лень наших детей, и нечего здесь сюсюкаться лишний раз и не надо искать причину где-то на стороне, что дети не хотят ни учиться, ни трудиться. Должна быть горячая душа и желание. Нужно спортом заниматься, подросток должен быть полезно занят. Он должен быть трудолюбив и усидчив, а это — воспитуемые качества, поэтому, пожалуйста, заставляйте их учиться и работать, и плевать на пятерки! Не надо ходить с конфетами и шампанским к учителям, чтобы поставили хорошие оценки и выдали хороший аттестат. Вам нужно, чтобы человек был человеком, а все эти уловки — это чисто родительские интриги, это неправильная любовь, которая развращает человека и портит его. Ведь прежде с малых лет дети ходили за плугом… А мягкость и чрезмерная щепетильность в отношении к детям — это лишнее. Дети должны трудиться, и знаний лишних не бывает, нужно пробовать ходить в разные секции и кружки, нужно искать, где у ребенка загорятся глаза. Это очень важно — искать, помочь ему понять, к чему он тянется.
Нет ничего страшнее, чем дожить до старости с безалаберными детьми: они привыкли, что мы сильные, а они маленькие, и им все можно, а мы ишачим и приносим им в клюве: «На миленький!». Как раньше люди жили без пенсий? Кто кормил старика, который уже не мог держать в руках лопату? Старики кормились из рук тех, кого родили. И смотреть надо на своих чад с вопросом: а я из их рук поем что-нибудь на старости лет? Или я и с пенсии буду его кормить, а это уже какое-то извращение. Слава Богу, что пенсии есть, хоть маленькие, но есть. Воспитание детей — это стратегия выживания для взрослых поколений. Как ты его воспитаешь, так и будет.