Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«Я вымираю, всё меньше меня остаётся…»

40 дней назад поэтическая Москва простилась с Александром Еременко, Еремой — легендой поколения, «королем поэтов», по праву в честном состязании получившим этот титул еще в начале 80-х.

Еременко написал немного, вошел в русскую поэзию сразу, абсолютно состоявшимся поэтом, стихи которого знали наизусть еще до первых публикаций. Эти стихи давно стали хрестоматийными, их перевели на все языки, по ним проводят коллоквиумы и защищают диссертации, о его несомненном влиянии на себя говорили и писали многие — от Бориса Рыжего до Игоря Иртеньева, от Юрия Арабова до столпов легендарного «свердловского рока».

Почти четверть века назад Ерема замолчал, он не печатал новых текстов, но и «молчание Еременко» стало литературной легендой. Казалось, все стихи Еременко известны, многократно опубликованы, их цитировали поэты в недавних многочисленных посмертных откликах в газетах и соцсетях.

Тем удивительнее история этой уникальной публикации.

Александр Еременко родился в 1950 году в деревне Гоношиха Алтайского края. После школы ушел служить во флот, был моряком и кочегаром, ходил на сейнере, писал письма сестре Тамаре и другу детства Михаилу Коновальчуку. В этих письмах — его юношеские стихи. Позже он забрал у сестры эти пробы пера, к которым больше никогда не возвращался, не печатал. Наверное, уничтожил. И я бы не рискнул сегодня, в день сороковин, публиковать некоторые из них, если бы не удивительное продолжение этой истории, которую рассказала мне Тамара Еременко-Зильбер, живущая ныне в Оксфорде.

Письма и стихи нашлись в папке, хранившейся у матери Михаила Коновальчука, известного кинематографиста, сценариста, писателя, благодаря которому, собственно, и стала возможной эта публикация. С согласия А. Еременко Коновальчук использовал некоторые ранние стихи и письма поэта в своем документальном романе «А.В.Е.» о юности двух друзей. Ерема успел увидеть гранки первой части романа, публикующегося в парижском литературном альманахе «Глаголъ».

Юношеские стихи, написанные, когда поэту не было еще и двадцати, — это, в сущности, черновики будущего Еремы. В них ощутимы и ученичество, и ломка поэтического голоса, но уже отчетливо проступает тот самый Александр Еременко, поэт, стихи которого запоминали, впервые услышав, и не забывали уже никогда.

Александр Еременко

***

Вечер тяжелый, как мокрая губка, Злые погоды летят, чертыхаясь. Ходит по кругу гудящая трубка, губ наших попеременно касаясь.

Выпало! Чудо! Блестит переменка! В комнате вашей с походным убранством мы выпиваем, сдвинув коленки, как пассажиры за преферансом.

Мы пассажиры, стремительный ветер воет и рвет изо рта сигареты. Вечно транзитен! Проситель не вечен. Вечен ногами вертящий планеты.

Жми по вербовке, просаживай в карты. И воскресай в неуютном пространстве. Прокляты нары. Да здравствуют нарты! И строганина с шампанским. На насте.

Город — пустыня. Вокзал — обитаем. Мы, оставляя следы на паркете, в души друг друга с размаху влетаем, Словно горбуша в японские сети.

***

Мы большие и маленькие. Мы качаемся плавно. Мы не люди, мы маятники. Это самое главное.

Мы живем ощущением необычного мига — прохождения линии понимания мира.

Мы живем не из корысти, наша участь известная. Мы проходим на скорости наслажденье отвесное.

Мы не ставим молчания измеренья четвертого. В мертвых точках качания мы действительно мертвые.

Мы качаемся, странствуем, ограничены крайне. Мы стремимся из крайности в неизбежную крайность.

Предвкушенье фиктивное — к необычному ринуться. Суждено нам фиксировать только плюсы и минусы.

Только точки молчания, и об этом рассказывать. А момент понимания суждено нам проскальзывать.

***

Я вымираю, все меньше меня остается. С каждым днем я все реже встречаюсь на площадях. И последняя мысль моя яростно бьется, как слепая горбуша, влетевшая в дель сгоряча.

А когда я уйду, одинокий, последний из рода, окольцованный гений, невозможный урод, Как тоскливей и глуше светить будет вам год от года Мой пылающий лоб, кисть руки и смеющийся рот.

Улыбаясь в зрачки наведенных вослед кинокамер, кто я был и куда я тащил ваши души дразня? Вы не слышите, как я кричу вам пустыми зрачками: Поддержите меня! Как-нибудь поддержите меня

***

Все хорошо. Я все понять могу. Но только не сумею повториться. Ни в звездах, и ни в рыбах, и ни в птицах. В учебниках нигде не говорится, что все мы у материи в долгу. Но мне весь мир урок преподавал.

Нам проще понимать, что отделенный союзом с красным флагом небосвод, от прочих суд, и дом, и наш народ удобнее любить, чем отдаленный Земли не очень ясный идеал.

И уж совсем, наверно, смысла нет почувствовать любовь других планет. И все же не напрасно мы в долгу. Пусть наша мысль проносится по кругу, питая ложь и принимая к лугу, вникая в квант и вольтову дугу.

В ударе кисти, в завитке пера ли, но он взойдет, тот волосок спирали, тот завиток во вспыхнувшем мозгу. Все хорошо. Я все понять могу. Но только повториться не смогу. Но только не сумею повториться.

Мне снится луг и осень на лугу. Мне снится лес и ветка, вся в снегу. Мне снится лес и желтая лисица бежит, следы роняя на снегу.

1968−1970

«Новое дело»

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAshikov Shamil  31 июл 2021
1 комментарий

Похожие цитаты

Сегодня День Рождения Владимира Высоцкого!

ХУЛИГАНЫ.
Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.
Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера — сразу за наган,
Что за привычка — сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский-хулиган,

Опубликовала  пиктограмма женщиныВиноградинка  25 янв 2012

Посвящение Владимиру Высоцкому

Где-то в мире, где ветры бушуют и нету покоя,
Там, где вьюги завьюжили, всё окуная в снега,
Ты идёшь напрямик через белое, снежное поле
И в безмолвии глухо шумит над тобою пурга.

Колокольни твои почернели от скорби и боли.
Только колокол медный всё так же натужно гудит,
А над пропастью где-то твои утомлённые кони
Всё несутся, пытаясь тебя оторвать от земли.

Ты от солнца ослеп, стал глухим от гудения ветра,
Всё, что видел и слышал и знал, изменилось давно.
Ты решил умереть, чтоб остаться живым…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  25 янв 2018

Памяти поэта

Сегодня 35 лет со дня смерти Владимира Высоцкого.

Замедлили кони свой бешеный ход…
Морозом по коже июльский восход
И весть, что заставила сжаться сердца:
Ушел. Не дожил. Не допел до конца.
Рванулись к вокзалам, аэропортам:
-Билет до столицы. В ответ:
-В Москву посторонним сейчас нельзя.
Но кто посторонний в России,
Когда умирает Поэт.
Ведь он не околицей наших судеб
Прошел, все поняв и вместив.
По душам наотмашь ударил струной
Его хриплозвучный мотив.
И вздрогнули души от песен его,

© Маrol 565
Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  25 июл 2015

О нём и память уж почти мертва.
Ушла с друзьями.
Камень и могила
Заросшая. А та, что хоронила,
Его забыла и ещё жива.
Земная память, в общем, пустяки.
Когда-то, может, вспомнятся стихи,
Совсем в другом, нездешнем пониманье.
Да не стихи! Две-три строки, отнють
Не лучшие.
Их нынешняя суть
Скорей всего не привлечет вниманья.

Опубликовала  пиктограмма женщиныКрамбамбуля  17 дек 2011

Памяти В. Высоцкого

К нему течёт людской поток, всегда неистов;
В цветах могила утопает. Спора нет —
Остался в памяти навечно, как Артист он И самый современнейший Поэт.

Не признаю, когда его считают модным:
Пройдет, мол, время и остынет этот пыл.
Высоцкий стал воистину народным,
Хотя при жизни и заслуженным не был.

В любой квартире — постоянная прописка,
В тайге и в море его слушали не раз.
Он и сейчас для нас остался так же близким,

Опубликовала  пиктограмма женщиныВиноградинка  25 янв 2012