Место для рекламы

Лето-70. В Одессе. Лев Шимелов

Глава первая.

КОНФЕРАНСЬЕ ЛЕВ ШИМЕЛОВ

В Одессу, конечный и самый ответственный пункт гастролей, мы прибыли в начале августа ранним солнечным утром.

В гостинице «Пассаж» — на пересечении Дерибасовской и ул. Советской Армии — за неимением достаточного количества двухместных номеров, нас, две семейные пары, временно разместили в одном большом номере. Это была комната на 4 этаже, под самой крышей. Из нашего окна, выходящего во двор, можно было перешагнуть на крышу пристройки, этажом ниже.
В этот же день мы получили «прописку», по всем правилам одесского гостеприимства: нас удостоили своим посещением мелкие воришки. Вернувшись с репетиции, мы обнаружили пропажу авторучек, двух бутылок лимонада, флакончика духов и ещё каких-то мелочей, неосмотрительно брошеных на виду.
Ну, как тут не вспомнить Соньку-Золотую ручку или Мишку Япончика! (Моисея Винницкого. Всем, кто читал «Одесские рассказы» Исаака Бабеля, он известен под именем Бени Крика). На Молдаванке, одном из районов Одессы, когда-то действовала высшая воровская академия, готовящая «кадры» не только для Российской империи, но и на экспорт. Возглавлял учебное заведение в те годы бывший налетчик Мойша Окс (по кличке Кайлыч). Потомки этих учителей, как выяснилось, ещё живы.

Через пару дней нас расселят в отдельные двухместные номера, как и обещали. Но, уходя из гостиницы, теперь мы будем плотно закрывать окна и двери, несмотря на августовскую жару.

Ближе к вечеру мы вышли осмотреться из гостиницы, роскошный портал которой обращён на Соборную площадь — зелёный остров среди городского шума.
К слову сказать, среди многих достопримечательностей Одессы довольно красивое здание гостиницы, построенное в 1886 году в стиле барокко архитектором Л. Влодеком, является памятником ахитектуры 19 века. Внутренний двор гостиницы закрыт стеклянной крышей и, действительно, воспринимается как галерея — ПАССАЖ!

Прогуливаясь по знаменитой Дерибасовской, мы сразу оценили престижность нашего местоположения. Всё близко: Морской вокзал, Приморский бульвар, порт, Театр оперы и балета, филармония, Городской сад — парк имени Шевченко, в Зелёном театре которого будут проходить наши концерты.

Звёздная часть нашего коллектива была размещена в ещё более престижной гостинице «Красная»,(сейчас это «Бристоль», отреставрированный современный отель высшего класса).

Обустроившись в гостиницах, участники представления сосредоточились на главном — на премьере. Первые два дня ушли на репетиции, приведение в порядок реквизита и костюмов, установку декораций. Все немного нервничали.
Несмотря на то, что программу неплохо обкатали уже в двух городах и её хорошо принимали зрители, это совсем не значило, что одесситам она понравится. В этом городе зритель особый, воспитанный на вкусе и юморе, и, если в первый день что-то пойдёт не так и публика не впечатлится, гастроли будут сорваны, могут и освистать, а в следующие дни люди просто не придут.

Какова же была наша радость, когда премьера состоялась с грандиозным успехом!
Зал был набит до отказа, полный аншлаг!
Всё шло, как по маслу… Артисты были на высоте: Вадим Муллерман, Лариса Мондрус, Владимир Макаров, Александра Стрельченко, Вероника Круглова, балет, большой состав джазового оркестра под управлением Александра Горбатых… и, конечно же, неподражаемый Лев Шимелов!
Огромная нагрузка в таких концертных программах ложится на остроумие и талант конферансье, от которого многое зависит: удерживать темп концерта и внимание зрителей, умело представлять артистов, шутить, каламбурить и непринуждённо общаться со зрительным залом, реактивно на него реагируя.

Коферансье Лев Павлович Шимелов соответствовал всем требованиям разговорного жанра.
Об этом незаурядном артисте мне хочется рассказать подробней.

Он родился 28 января 1930 года в Баку. Окончил физико-математический факультет Азербайджанского государственного университета. Ещё в школьные и студенческие годы активно участвовал в художественной самодеятельности: писал сценарии капустников, исполнял миниатюры, конферировал, а по окончании университета, в 1955 году начал работать конферансье при Государственном джаз-оркестре Азербайджана. Позднее, в 1965 году был приглашён в Московский мюзик-холл, где с некоторыми перерывами проработал до 1975 года. Принимал участие в программах: «Тик-так», «100 и один день в Париже», «Я- песня».
С 1970 г. — артист Москонцерта, конферансье. В своём конферансе он использовал фельетоны, интермедии, пластику, пантомиму и был автором значительной части исполняемого репертуара. Одним из его коронных номеров стала придуманная им пародия на героев мультфильмов. Она исполнялась приёмами пантомимы, которой Шимелов хорошо владел, и имитацией нечленораздельной речи персонажей мультфильмов…

Конферанс Шимелова отличался особой энергетикой слова и движения, остроумием, импровизационностью. Внешний образ — деловой, подтянутый, подвижный. Все это составляло неповторимую артистическую индивидуальность Шимелова, и он быстро вошёл в число наиболее интересных и известных конферансье Московской эстрады.

В эти же годы вместе с Александром Левенбуком Шимелов в течение 8 лет вёл популярную детскую радиопередачу «Радио-няня», которую многие из нас ещё помнят. (В 1981 году оба артиста принимали участие в озвучивании известного мультипликационного фильма Александра Татарского «Пластилиновая ворона»).

Он публикует ряд теоретических статей о природе и особенностях конферанса.
Как эстрадный режиссер и соавтор сценария (вместе с А. Левиным), Лев Павлович поставил программы «Москва улыбается вам» (1978), «Он, она и спорт» с участием Любови Полищук (1980). Он — автор и режиссёр программы «Это было вчера» с участием ведущих артистов разговорного жанра (1986).

Режиссура Шимелова отличается оригинальными придумками и высоким профессионализмом.
Шимелов до сих пор успешно ведёт большие массовые представления на стадионах, во Дворцах спорта, среди них — концерт на Васильевском спуске у Красной площади, на Театральной площади у памятника А. Островскому, на Поклонной горе и т. д. Его приглашают проводить различные презентации, юбилеи. Он занимается постановкой номеров для молодых артистов.

В восьмидесятые и девяностые годы, помимо выступлений на эстраде, артист много работал на центральном телевидении. Так уж получилось, что если раньше человек формировался под влиянием семьи, школы, книг, то теперь главный учитель — телевидение! И, судя по всему, ему не безразлично, «как слово наше отзовётся».

Старшее поколение хорошо помнит искрометного конферансье и ведущего телевизионных программ «Арт-лото» и «Зигзаг удачи» Льва Шимелова. Нынешние зрители знают его как активного участника таких передач, как «Домино» и «Что хочет женщина», «Культурная революция» и «Большая стирка».
В 1996 году Льву Шимелову было присвоено звание народного артиста России.
В новом тысячелетии он дебютировал в качестве театрального режиссера, поставив музыкальную комедию «Моя кошерная леди» по пьесе Аркадия Хайта на сцене московского еврейского театра «Шалом».

Конферансье Льва Шимелова можно назвать патриархом эстрады. Ведь он работал с теми, кто давно стал классиками жанра, да и сам уже числится классиком.
Лев Павлович не подлаживается под зрителей, не старается их рассмешить СТАРЫМ анекдотом, выдавая его за историю, которая произошла с ним только вчера.
Шимелова отличает то, что называют внутренней культурой…
Сколько таких конферансье осталось на российской эстраде?

Артисты разговорного жанра — талантливые импровизаторы, способные найти смешное в любой ситуации, они никогда «не лезут за словом в карман». Всякая их фраза вызывает взрыв хохота у слушателей.
Смех — это несомненный признак праздника. Шутки и юмор оживляют торжество.
Самые весёлые люди на свете — это мастера разговорного жанра. Ни для кого не секрет, что успех любого мероприятия кроется в хорошем настроении присутствующих на нём гостей. А ничто так не поднимает настроение, как юмор!

…На сегоднящней эстраде удивительный жанр — конферанс — умер, незаслуженно забыт!
Вот что говорит об этом Лев Павлович на встрече с телеведущим Нью-Йоркского ТВ Виктором Топаллером:
«Да. Конферанс безвозвратно потерян. И тому есть социологические и экономические причины. И всё это справедливо с точки зрения того, как развивается Россия в своем историческом периоде сегодня. Конферанс — это то, что сейчас не нужно им. Когда я говорю «им», я имею в виду тех, кто заведует шоу-бизнесом. Потому что у них времени нет на человеческое общение, а конферанс основывается на модели чисто человеческого общения.
ТОПАЛЛЕР. Раньше зритель приходил на конферансье.
ШИМЕЛОВ. Да. Да.
ТОПАЛЛЕР. Не на концерт сборный, а на конферансье. Потому что живой незапланированный момент, разговор с залом, супер-мастерство не халтурщиков, которых в этом жанре было полно, а настоящих мастеров, которые мгновенно чувствовали отношение зала, мгновенно реагировали на реплику из зала. И зритель приходил, чтобы это увидеть.
ШИМЕЛОВ. Ты помнишь, в «Вечерней Москве» объявление: «Киноконцертный зал «Октябрь». Эстрадный концерт. Конферансье такой-то», и ни одной фамилии. Ты прав. Так и было. Всё умерло.

В этом же интервью Шимелов признаётся, что в начале любой беседы или выступления, необязательно на сцене или по телевидению — и в застольях, и где угодно, он всегда повторяет про себя одну фразу, которую считает своим девизом:
«Лучше молчать и выглядеть идиотом, чем заговорить и рассеять все сомнения».

(Если читатель заинтересуется, очень советую кликнуть на ссылку внизу страницы, и вы более подробно узнаете о взглядах Льва Шимелова на культуру русской речи, на роль и профессиональный уровень сегодняшних телеведущих и многое другое из его недавнего интервью ведущему Нью-Йоркского телеканала Виктору Топаллеру)

Но всё это будет потом.
А в 1970 году — Шимелов работает в программе Москонцерта «Бригантина поднимает паруса». С первого момента появления Льва Павловича на сцене, с первых слов «Добрый вечер, дорогие друзья!» устанавливается контакт с залом.
Лицо, фигура, всё поведение излучают доброжелательность, оптимизм.
Он любит публику и радуется предстоящему общению; представляет актеров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки.
Его главная задача — вести концерт и поддерживать весёлое настроение зрителей, выступая с самостоятельными комедийными номерами.

В условиях цензуры того времени любое отступление от утверждённого текста могло быть чревато серьёзными неприятностями. Но Шимелова выручали импровизационный дар и острота реакции и удивительное чутьё на реакцию зрителей — сильнейшие качества мастера! Он умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот, тонко пользуясь злободневными репризами.

И благодарный одесский зритель с восторгом встречает программу.

*****
(продолжение следует)

ССЫЛКИ: - Соч.: Я веду концерт // Молодежная эстрада. М., 1975. - Лит.: Государство в государстве. (Беседа с Ш.) Савченко Б. // Московская эстрада в лицах. М., 1997. С. 90-115. - ЛЕВ ШИМЕЛОВ в гостях у Виктора Топаллера. ***** Copyright: Серопова Любовь, 2011 Свидетельство о публикации №111110100277

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВиктор Рассадников  25 июл 2021
1 комментарий

Похожие цитаты

Почему дети СССР были другими?

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери — все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала девяностых и после, разное. И разное настолько, что порой удивляешься, как нам «динозаврам прошлого» удалось дожить до настоящего.

В наше время в машинах не было ремней и подушек безопасности, и это никого возмущало, даже гаишников.

Наши комнаты, кровати и игрушки не окрашивались специальными экологически чистыми крас…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мар 2015

Почему нельзя возвращаться к тем, кто вас не уважал

Понравилась статья. Поискала, не нашла у нас.

Этих людей распознать легко: они всегда говорят с вами или о вас с легким таким пренебрежением. И всегда вспоминают ваши неудачи, промахи, ошибки. И постоянно обращаются к прошлому, потому что они там остались навечно. И вас хотят оставить там навсегда…
Они живут прошлым, варятся в пересудах, склоках и сплетнях…

Ваши успехи они не замечают.

Эти люди могут быть родственниками, бывшими однокашниками, даже вроде бы приятелями или якобы друзьями детства. На самом деле никаких добрых чувств к вам у…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАминора  06 окт 2021

Украинский капкан

Из беседы сотрудника Агентства Национальной Безопасности США с представителями немецких СМИ

Позавчера на почту пришла корреспонденция из Германии, в которой излагается содержание беседы высокопоставленного сотрудника Агентства Национальной Безопасности с представителями немецких СМИ по поводу событий на Украине.
Содержание беседы настолько откровенно и жёстко рассказывает о политике США в Европе и мире, что я счёл своим долгом опубликовать эту корреспонденцию.

«Предл…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  03 мая 2014

http://www.youtube.com/watch?v=wlSush--ZQ4

МУРКА ИЗ МУРА. ЗНАМЕНИТАЯ МАРУСЯ КЛИМОВА ПРОСЛУЖИЛА В МИЛИЦИИ ДО 1952 ГОДА И БЛАГОПОЛУЧНО УВОЛИЛАСЬ В ЗВАНИИ КАПИТАНА.

Самая популярная песня ХХ века, которую принято считать чуть ли не гимном криминального мира, на самом деле не что иное, как песня о секретной операции ЧК. А сама Маруся Климова — реальный персонаж, всю жизнь проработала в секретном подразделении ГубЧК, ГПУ, а потом и в НКВД. В тексте песни зашифрованы как загадки, так и ответы к ним. Расшифровать «код Мурки» было непросто, в х…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  01 ноя 2014

Русские крылатые фразы и их происхождение

Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то свое. И до нас дошли такие выражения, которые абсолютно все знают, например сморозить глупость или наставить рога, и все знают что они означают, но вот откуда они пошли знают только единицы. Об происхождении этих и других крылатых фраз в этой статье далее.

«Сморозить глупость»

Это выражение появилось благодаря господам гимназистам. Дело в том, что слово…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 сен 2014