Он был единственным капитаном в пароходстве «Гамбург-Америка», не примкнувшим к нацистам. И почти тысяче еврейских беженцев очень повезло, что их кораблем управлял именно он. Когда евреев не пустили ни на Кубу, ни в США, капитан Густав Шредер бороздил с ними по морю, пока их не согласились приютить другие европейские страны.
В июле 1938 года во французском городке Эвиан проходила конференция, созванная по инициативе американского президента Франклина Рузвельта. Единственной повесткой дня значился «еврейский вопрос».
США заявили, что Штаты не будут менять для евреев иммиграционное законодательство. Великобритания была полностью солидарна, Франция‚ Голландия и Бельгия заявили, что и так уже впустили достаточное количество беженцев. Австралия откровенно призналась, что въезд евреев может привести к расовым проблемам. Ну, а Польша и Румыния и вовсе попросили забрать у них «излишек» евреев. Из всех стран лишь представители Голландии и Дании разрешили временный въезд ограниченному числу беженцев. Ну и Доминиканская республика согласилась принять 100 тысяч евреев — впрочем, впоследствии эта страна впустила лишь полторы тысячи. Нацисты поняли‚ что никто не рвется спасать евреев.
В мае 1939 года лайнер «Сент-Луис» с более чем 900 еврейскими беженцами на борту отплыл из Гамбурга на Кубу. За билет на этот лайнер и кубинскую визу многие пассажиры отдали последнее. Впрочем, перед выездом они и так потеряли бы все: нацисты запрещали вывозить с собой имущество и ценности.
Капитаном корабля был Густав Шредер. За день до выхода в море его заставили повесить портреты фюрера в каждой каюте, а по всей палубе развесить флаги со свастикой. Шредер выполнил приказ, но сорвал все это сразу, как только корабль покинул порт Гамбурга. Мало того — он отдал
главный зал корабля евреям для молитв.
Накануне прибытия в Гавану Шредер получил телеграмму от представителя кубинского пароходства, который требовал не подводить «Сент-Луис» к причалу, а поставить его на рейд в гаванском порту. В результате 4-х дневных переговоров с Кубой, Гавана согласилась принять только 30 пассажиров. Шредер решил, что в такой ситуации США наверняка примут тех, кто имел право на последующий въезд в Америку, и отправил судно к берегам Флориды. Однако Штаты не приняли никого из находившихся на судне. В конце концов «Сент-Луис» отправился в обратный путь — назад к берегам Германии.
Состояние пассажиров, прекрасно понимавших, что их ждет по прибытии, трудно даже представить. Их судьбу прекрасно осознавал и капитан Шредер. Он пообещал, что ни один из пассажиров не увидит даже берега Германии, а уж тем более не сойдет на него. Он рассказал, что собирается пробить борт судна у берегов Англии и довести корабль до мели — возможно, даже сжечь его, чтобы пассажиры высадились на берег как жертвы кораблекрушения. Тем временем усилиями «Джойнта» удалось добиться того, что пассажиров «Сент-Луиса» распределили по ряду европейских стран: 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 — Франция, 214 — Бельгия и 181 — Голландия. Поочередно высадив пассажиров согласно представленным квотам, 21 июня 1939 года капитан Густав Шредер направил опустевший «Сент-Луис» в порт приписки. Он был спокоен и никак не предполагал, что из всех спасенных им евреев выживут только те, кого он высадил в Великобритании. Большинство же оставленных им во Франции, Бельгии и Голландии будут все равно убиты. И, тем не менее, подвиг капитана Шредера останется в истории. В ФРГ его наградят орденом «За заслуги», в Гамбурге его именем назовут одну из улиц. А в 1993-м он будет удостоен посмертно звания Праведника народов мира.