Все интеллигентные люди хорошо помнят и знают поэму Пушкина «Моцарт и Сальери», по сути, поэма о зависти к гению. Я создал свой оригинальный, даже можно сказать, гениальнейший вариант декламации, который еще критики не оценили, ибо они хотят очень звонкую монету.
И вот, мне пишет некто Юлия Албучева:
-ДжУхангир, а Вы видели Смоктуновского в роли Сальери? Как Вам? (Специально привожу нарушение транслитерации в своем имени, не хочу нарушать аутентичность!)
Я как, культурный человек прежде здороваюсь:
-Здравствуйте. Да, я смотрел в исп. Смоктуновского в далеком детстве. Априори знаю, что его вариант общепризнан, поэтому решил в своей памяти не освежать его исполнение, чтобы не было сильного влияния маэстро. Потом уже, после того, как я исполнил свой вариант «Моцарт и Сальери», предварительно сделав свою собственную декламаторскую разметку текста — напоминает партитуру, я послушал Смоктуновского. Не стану скромничать, мне можно. В итоге, пришел к выводу, что я не признанный гений декламации. Еще никто не смог критически оценить мой вариант, так как я еще не проплатил гонорары оплачиваемым критикам, да и не стану. Пришел к выводу, что лучше оставаться гением, но в тени — в наш не спокойный век, где рулят не те люди.
-Вот про это я и хотела Вам сказать — Ваш вариант совершенно отличен. И как же жалко (лучше «жаль»!) Сальери!.. Спасибо Вам!
-И Вам спасибо за отзыв! Более того, Сальери не жаль — он не гений, а просто хороший дисциплинированный композитор, который «ремесло поставил подножием искусству, сделавшись ремесленником: и он перстам придал послушную, сухую беглость, и верность уху. Звуки умертвив, Музыку он разъял, как труп». Сальери у Пушкина — мерзопакостный завистник! И неудивительно, что вам его жаль, точно также как многие жалеют и здешних посредственных исполнителей, боясь поставить им хотя бы один дизлайк, ибо знают, что у тех не выдержит нервная система — они повесятся на собственном галстуке. И вот мне, в отличие от вас, жаль таких гениев как Моцарт, которым не прощают их талант и гениальность. Гениев уничтожают в обществе конформистов, сначала обливая их грязью, а потом лишая их заработков, что редко происходило в СССР — только в обществе отчуждения, в котором мы ныне живем! Вот, почему талант Смоктуновского был так раскрыт в СССР, за который он на войне кровь проливал! И нет, а России сейчас таких артистов его уровня. В одном посту я дал название «Бездарность легче прощают человеку, чем талант», прибегнув к словам Эмиля Кроткого. Хотелось бы дополнить его мысль: Талант не прощают, именно бездарности, претендующие на талант.
Далее Юлия Албучева отвечает: «Да, у нас разное понимание и восприятие. Так бывает».
Джахангир Абдуллаев: И слава богу!