С времен тех давних пронеслись века.
Но помнят дни седые Фермопилы,
Боев смертельных, когда Божия рука,
Свела бессмертную Отвагу с жадной Силой.
Царь персов Ксеркс (1), империю расширив,
Решил — пора уж полисам хозяина узнать!
Под ним все греки снова будут в мире,
И дань платить ему и в войске воевать.
К чему их демократии, свободы?
Коль меж собой у них согласий нет!
А так покорны будут все народы.
Един хозяин. И империя — без бед…
К тому же слава предков (2) вдохновляла,
Ведь Персеполь (3) основан не при нем.
С тех пор дары от покоренных (4) прибывали.
Чтоб Ксеркс им добрым был царем…
Война! И трехсоттысячная армия собралась (5)
В те годы — сила ужаса! Победных труб успех!
Но Ксеркс раздумьях. И решенье колебалось…
Ночной испуг царя (6) ! Итог — кошмар для всех…
Войска приказом двинулись в поход!
На Грецию! От Персии — не близкий путь…
Преградой Геллеспонт (7)! Так нужен переход.
Строители в трудах, не продохнуть!
Построили… Чтоб армии служило.
Стемнело в миг! И с моря ураган пришел!
Мосты, солдат… Волна мгновенно смыла!..
К великой власти путь простой не шёл…
Царь в ярости! «Проклятая вода!
Что я плохого тебе сделал?!
Смело все переправы, без следа!
И в войске мне беды наделав!
Ахурамазды (8) воля, непокорных подчинить!
Эй, палачи! Не медля морю дать плетей!
Надсмотрщиков строительства казнить!
Стихии божья милость посильней!»
И тридцать палачей, после заплечных дел,
Плетьми усердно били море…
Ведь с волей Ксеркса спорить не удел.
Когда свою теряешь голову — то горе!
Плетей отмерив за непослушанье,
Ксеркс повелел добавить морю кандалов!
Чтобы стихия знала — будет наказанье!
И цепи — в воду! Царь суров!
Затихло… Перешли… Земля Европы!
Народы здесь объяты страхом!
Для них ужасен плена опыт!
Жизнь мирная теперь шла прахом…
В Коринфе — общегреческий совет.
Решенье против персов зрело.
Союз! За родину достойно умереть!
Для тех, кто помнил предков смелость!
Ведь, содрогаясь, слухом полнилась земля.
Расправы персов с непокорными ужасны!
Не проще ль сразу сдаться, жизнь любя?
Пусть рабскую… Но все ж не так опасно…
Нужна земля им наша и вода (9) ?..
Дадим — и добрый наш хозяин!
Ведь против силы их погибнем. Без следа.
Сдадимся! Выбор жизни не случаен.
Что ж, воля каждого… «А мы готовы в бой!
Где персов встретить? Так чтоб место подыграло!
А флот персидский? Жертвуем собой!
Хоть понимаем что проблем у нас немало…
Как быть? У Ксеркса — аппетит!
Послы его нас ставят перед сдачей!
Неподчиненье смертью всем грозит!
Умри иль покорись! Никак иначе!
Но выбор сделан — примем бой!
Спартанцы Леонида персам в Фермопилах (10).
С гоплитами (11) в бою закроют путь собой.
А флот при Артемисии (12) остудит пыл их.
Условились!» Успеть бы! Леонид спешит.
Но поздно… Ведь в Олимпии настали Игры (13)!
Карнеи (14) ! А богов немилость всех страшит!
Эфоры (15) — против! Значит — путь врагам открыт!
И царь решил:"Сражаться! Тут преступно ждать!
Спартанцы! Божья милость — это важно!
Но враг идет. И нам сейчас победы тут не знать…
Возьму лишь 300 лучших и отважных!
Одно условие — у каждого должны быть сыновья.
Спартанский род отцов они продолжат.
А мы на смертный бой пойдем, друзья!
Они пример наш славный в будущем умножат!
Теперь идите к семьям. Утром — сбор!"
И Леонид отправился к жене (16) и сыну…
Последний вечер. Боги! Чтоб он не был скор!
Сойтись в Любви… А за нее не страшно сгинуть…
«Рассвет… Любимая, пора… Гоплиты ждут…
Возглавив их, за Родину пойдем мы биться!
Быстрее надо. Пока персы подойдут,
Успеть должны мы в Фермопилах закрепиться.»
«Любимый мой… Разлуки горек миг…
Пророчество оракула я знаю (17) …
И сильной буду! Лишь безмолвный крик…
От мысли, что тебя на век теряю…
Вот хлопнет дверь… И Ты уйдешь…
Оставив мне лишь память встречи…
Любимый! Воин! …Смерти дождь…
Мгновеньем вспыхнет… А Любовь — навечно…»
«Сынок (18). Дай обниму… В последний раз…
Мужчина! Гераклид (19)! И духом слажен!
Я ухожу на битву. Мой наказ!
О матери заботься. Будь ей стражем…»
Сказавши, поднял щит и вышел…
На улице царя уж ожидал спартанцев строй…
С любимыми простились… Волею всевышней…
Сраженье ждало — бой с Судьбой…
1. Ксеркс пишет о себе: «…он мудр и деятелен, друг правде и враг беззаконию, защищает слабого от притеснений сильного, но и сильного оберегает от несправедливости со стороны слабого, умеет владеть чувствами и не принимает поспешных решений, наказывает и вознаграждает каждого в соответствии с его поступками и заслугами»
2. Было найдено большое количество клинописных табличек, являющихся историческими свидетельствами о периоде царствования Ксеркса. В одной из них сказано: «Так сказал Ксеркс царь: Моим отцом является Дарий, отцом Дария был человек по имени Виштаспа (Гистасп), отцом Виштаспы был человек по имени Ршама (Арсам). Оба, Виштаспа и Ршама, были живы, когда по воле Агурамазды Дарий, мой отец, стал царем всей Земли»; "
3. Древняя персидская столица Ахеменидов основанная Дарием Великим (годы правления 522 — 486 дон. э.) Ее он перенес сюда из Пасаргад — столицы Кира Великого, основателя Персидского государства.
4. В другой сказано: «Так сказал Ксеркс царь: По воле Агурамазды, я стал царем стран за пределами Парсы; я повелевал ими; они платили мне дань; они выполняли то, что было приказано им мною; мой закон распространялся на них: Мидию, Элам, Арахосию, Армению, Дрангиану, Парфию, Ариану, Бактрию, Согдиану, Хорасмию, Вавилонию, Ассирию, Сатагидию, Египет, ионийцев, живущих на море и живущих за морем, жителей Маки, Аравии, Гандхары, земель по реке Инд, Каппадокии, дахов, саков-амюргиев, саков с остроконечными шапками, карийцев, кушан».
5. Кроме персов, участие в походе Ксеркса принимали все подвластные ему народы: мидяне, лидийцы, киссии, гирканы, вавилоняне, армяне, бактрийцы, сагартии, саки, индийцы, арии, парфяне, хорасмии, согдийцы, гандарии, дадики, каспии, саранги, утии, пактии, мики, парикании, арабы, африканские эфиопы, гедросии (восточные эфиопы), ливийцы, пафлагонцы, лигии, матиены, мариандины, фригийцы, мисийцы, вифинцы, писидийцы, кабалии, мосхи, милии, тибарены, макроны, моссиники, мары, колхи, племена с островов Персидского залива. Во флоте служили: сирийцы, финикийцы, египтяне, киприоты, памфилы, ликийцы, азиатские дорийцы, карийцы, ионийцы, эолийцы, жители Геллеспонта.
6. Ночью царю являлся некий призрак, обратившийся к нему: «Так ты, перс, изменил своё решение и не желаешь идти войною на Элладу, после того как приказал персам собирать войско? Нехорошо ты поступаешь, меняя свои взгляды, и я не могу простить тебе этого… Ксеркс не послушал и снова ночью ему опять предстал тот же самый призрак и сказал: «Сын Дария! Так ты, кажется, действительно отказался от похода, не обратив внимания на мои слова, как будто ты услышал их не от власть имущего? Знай же: если ты тотчас же не выступишь в поход, то выйдет вот что. Сколь быстро ты достиг величия и могущества, столь же скоро ты вновь будешь унижен!» В ужасе Ксеркс проснулся и объявил о том, что поход против греков непременно состоится. Страх перед призраком уступил место здравым советам приближённых. Геродот. История VII книга.
7. Дарданелы
8. Верховный бог древних персов.
9. Требование Земли и Воды в отношении противника означало, что противник должен был не просто сложить оружие и сдаться, но и предоставить персам во владение всю землю и всё, что на ней производится; персы получали абсолютную власть над всеми жителями завоёванных земель, и жизни подданных теперь оказывались во власти персов. В ходе дальнейших переговоров персы определяли, какие права достанутся покорённым. Даже в современном греческом языке «земля и вода» является синонимом полнейшего подчинения.
10. Бой произошел примерно 17 — 20 сентября 480 года до.н.э.
11. Гоплит — древнегреческий тяжело вооружённый пеший воин. Слово происходит от названия тяжёлого круглого щита — гоплон
12. Сентябрь 480 года до.н.э. Морская битва у мыса Артемисий. Греки, узнав о поражении на Фермопилах, вынуждены были, побеждая, отступить.
13. 75 Олимпийские игры (примерно с 14 по 19 сентября 480 г. до н.э.)
14. Карнеи, в Древней Греции общедорийский праздник, справлявшийся особенно в Спарте, ежегодно в сентябре течение девяти дней, в честь Аполлона Карнея. В Спарте он имел характер военного праздника. Со времен 26 Олимпиады (то есть с 676672 годов до нашей эры) при Карнеях введены были музыкальные состязания, и на первом состязании победителем был Терпандр. Во все время праздника дорийцы воздерживались от военных действий. Происхождение праздника Карнеи и название его, равно как эпитет бога, древние производили от Карна, жреца Аполлона и прорицателя сопровождавшего дорийцев в походе на Пелопоннес, но заподозренного в измене и убитого Гераклидом Гиппотом (или Алетом). За это Аполлон послал на войско мор, и чтобы умилостивить бога, дорийцы установили ежегодное жертвоприношение и праздник.
На самом деле Карней, по всей вероятности, самостоятельное божество, почитавшееся в Пелопоннесе еще до прихода дорийцев, которые переняли его культ от населения, раньше их занимавшего Пелопоннес, и слили со своим национальным богом Аполлоном. Так, в Спарте существовали божества Карнеи. Самое это слово означает барана, откуда заключают, что божество это было покровителем стад и, как видно по некоторым подробностям праздничного обряда, виноделия.
15. Старейшины.
16. Его супругой была Горго, дочь Клеомена I, мать Плистарха. Родилась около 507 года до н. э. в семье спартанского царя Клеомена I. В 499 году до н. э. вождь восставших ионийцев Аристагор отправился в европейскую часть Эллады для привлечения союзников. Первым пунктом остановки посольства была Спарта, где Аристагор вёл переговоры с царём Клеоменом. Однако его слова не произвели на спартанца впечатления, и он ответил отказом. Видя неуспех своей миссии, лидер восстания отправился в дом царя и начал предлагать ему всё больше и больше денег, пока не пообещал 50 талантов. Находившаяся рядом малолетняя дочь Горго воскликнула: «Отец! Чужеземец подкупит тебя, если ты не уйдёшь!» Обрадованный советом, Клеомен удалился, а посольству ионийцев пришлось, ничего не добившись, покинуть Спарту.
К 492 году до н. э. Клеомен выдал её замуж за своего единокровного брата Леонида. Последнее упоминание относится к концу 480-х годов до н. э. Согласно Геродоту, Горго разгадала смысл посылки, присланной спартанским изгнанником Демаратом в Спарту. Он хотел предупредить соотечественников о том, что Ксеркс задумал поход на Грецию. Для этого он взял дощечку для письма, покрытую воском, соскоблил воск, на дереве дощечки написал предупреждение и снова залил воском, чтобы никто из персов не догадался о тайном смысле. Спартанцы долго не могли понять, что это значит, пока царица Горго не сказала, что нужно соскоблить воск, и тогда обнаружатся буквы. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
17. Геродот сообщает, что перед тем, как вступить в битву при Фермопилах, Леонид посоветовался со знаменитым Дельфийским оракулом, который изрек мрачное пророчество:
Ныне же вам изреку, о жители Спарты обширной:
Либо великий и славный ваш град чрез мужей-персеидов
Будет повергнут во прах, а не то — из Гераклова рода
Слезы о смерти царя прольет Лакедемона область.
Пророчество Оракула убедило Леонида, что он не переживет битву с персами. Имея это в виду, он выбрал только мужчин с живыми сыновьями для своего спартанского войска, чтобы в случае их гибели, сыновья могли продолжить род.
18. Плистарх — спартанский царь из рода Агиадов. Сын спартанского царя Леонида I и его супруги Горго. После героической смерти своего отца во время Фермопильского сражения в 480 году до н. э. официально стал царём. Однако на тот момент он был ещё ребёнком, поэтому регентом был назначен брат Леонида и сын Анаксандрида II Клеомброт. Но тот вскоре скончался, и регентство перешло к сыну Клеомброта Павсанию. Точные сведения относительно того, когда Плистарх стал полноправным царём, отсутствуют. Однако это случилось не позднее 467 года до н. э. — года смерти регента Павсания. Умер не оставив потомства. После смерти ему наследовал сын Павсания Плистоанакт.
19. Леонид был из рода полубога Геракла, в 20 поколении.