В Москве на 82-м году жизни скончался кинорежиссер Владимир Меньшов, сообщает «Мосфильм». Смерть наступила от последствий коронавируса.
Владимир Меньшов: интересные факты из его жизни
Режиссер таких шедевров, как: «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и «Ширли-Мырли"Снял фильмы: „Розыгрыш“ (1977), „Москва слезам не верит“ (1980), „Любовь и голуби“ (1984), „Ширли-мырли“ (1995), „Зависть богов“ (2000). Имеет в активе множество киноролей, в том числе в фильмах: „Человек на своём месте“, „Собственное мнение“, „Курьер“, „Город Зеро“, „Спартак и Калашников“, „Ночной дозор“, „Ликвидация“. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР (за фильм „Розыгрыш“) и Государственной премии СССР („Москва слезам не верит“). Лауреат премии „Оскар“ Американской киноакадемии. Кавалер орденов: „За заслуги перед Отечеством“ IV степени, „За заслуги перед Отечеством“ III степени. Лауреат премии „Оскар“ за фильм „Москва слезам не верит“. Жена — народная артистка, актриса Вера Алентова, дочь — телеведущая и актриса Юлия Меньшова.
Мать Владимира Меньшова занималась домом и детьми, а отец, моряк по профессии, служил в НКВД. После войны, в 1947 году, отца перевели в Архангельск, а позже — в 1950 — в Астрахань, на родину родителей Владимира Меньшова. Несмотря на переезды, Владимир всегда хорошо учился, много читал, уделяя внимания классике. В Астрахани Владимир Меньшов с серебряной медалью окончил школу. Отец Владимира Меньшова мечтал, что сын пойдет по его стопам и выберет профессию военного. Однако Владимир Меньшов с детства твердо утвердился в мысли стать актером и в 1957 году отправился покорять Москву. Первая попытка оказалась неудачной, во ВГИК Владимира Меньшова не приняли, и ему пришлось вернуться в родную Астрахань и устроиться на работу. Трудовую карьеру будущий метр режиссуры начал на завод токарем. В 1958 году Владимира Меньшова приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра. Это была хорошая школа, базис для поступления в театральный институт. В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку.
И только в 1961-м снова отправился покорять Москву. На этот раз судьба оказалась к нему благосклонна и, мечтающему об актерской стезе, Владимиру Меньшову посчастливилось поступить в знаменитую Школу-студию МХАТ. Во время учебы во МХАТе произошла судьбоносная встреча: Владимир Меньшов женился на молодой студентке Школы-студии МХАТ Вере Алентовой. Однако по окончании учебы молодым супругам пришлось расстаться: Владимир Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова, а Вера Алентова поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В 1969 году у супругов родилась дочь — Юлия Меньшова, в будущем — известная телеведущая и актриса. Но это не помешало молодой семье, не выдержавшей испытания расстоянием и бытом, развалиться. Несколько лет Владимир Меньшов и Вера Алентова жили порознь. Тем не менее спустя годы случилось редкое событие — актерская семья воссоединилась и с тех пор идут по жизни вместе.
Вернувшись в 1967 году в Москву из Ставрополя, куда Владимир Меньшов попал по распределению, молодой актер решил сменить род деятельности. Поработав в Ставропольском театре, Владимир Меньшов пришел к выводу, что режиссерская карьера привлекает его ничуть не меньше, а может даже и больше. Задавшись целью поступить на режиссерский курс, Меньшов пришел на собеседование во ВГИК к легендарному Михаилу Ромму. Владимир Меньшов так понравился Ромму, что тот не просто принял его к себе, а зачислил сразу на второй курс, специально для него придумав „аспирантуру по режиссуре художественного фильма“. Здесь, под руководством Михаила Ильича Меньшов в течение трех лет постигал режиссерское искусство. Владимир Меньшов: „Ромм сказал мне: „Я прочел Ваши работы, Вы мне очень понравились, я Вас беру на второй курс. Для меня это был один из счастливейших моментов в жизни“. Позже Ромм придумал сделать меня аспирантом по режиссуре. Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма“.
В 1961 Владимир Меньшов стал студентом актёрского факультета Школы-студии МХАТ. В 1965 окончил школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТе. В 1970 — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская М. Ромма). С 1970 по 1976 год работал по договорам на киностудиях „Мосфильм“, „Ленфильм“ и на Одесской киностудии. В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК и выступил в качестве соавтора сценария к комедии „Счастливый Кукушкин“. В ней же он сыграл свою первую главную роль — молодого рабочего Кукушкина. Премьера прошла успешно и в 1971 году фильм „Счастливый Кукушкин“ получил главный приз на киевском кинофестивале „Молодость-71“. Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза в фильме режиссера Алексея Сахарова „Человек на своем месте“ он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. После этого Владимир Меньшов стал очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести „Соленый пес“, социальной драме „Последняя встреча“, производственной драме „Собственное мнение“.
Немыслимый, невероятный успех ожидал дебютную (если не считать учебной короткометражки) картину Владимира Меньшова — „Розыгрыш“ — о буднях, праздниках, проблемах и радостях школьников 70-хх годов. „Розыгрыш“ Владимира Меньшова стал путевкой в актерскую жизнь и первым шагом к настоящему успеху и для многих сегодняшних звезд — Дмитрия Харатьяна, Натальи Вавиловой, Евдокии Германовой. В этом же фильме Владимир Меньшов ввел добрую традицию — появляться на экране в своих фильмах. В „Розыгрыше“ Владимир Меньшов исполнил роль тренера по плаванию. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР за фильм „Розыгрыш "
В 1978 году Владимир Меньшов приступил к съемкам мелодрамы „Москва слезам не верит“. Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. Владимир Меньшов: „Интересная история случилась с лентой „Москва слезам не верит“, которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В неё включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни. А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьёзной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое“. Владимир Меньшов, взяв за основу произведение Валентина Черных, полностью переработал сценарий, сделал фильм двухсериийным и добавив к сюжету линии новых персонажей. На роль Кати Тихомировой — заглавную роль фильма — он выбрал свою жену Веру Алентову, а на остальные — мегапопулярных в то время Алексея Баталова и Олега Табакова и начинающих молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. На экраны фильм „Москва слеза не верит“ вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Только за 1980 год в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! По итогам опроса журнала „Советский экран“ „Москва слезам не верит“ была названа лучшим фильмом года. Большой успех ожидал картину и за рубежом. Она была отмечена высшей кинематографической наградой — „Оскаром“ в номинации „Лучший зарубежный фильм“.
Следующей режиссерской удачей Владимира Меньшова стала картина „Любовь и голуби“ с Александром Михайловым, Людмилой Гурченко, Ниной Дорошиной, Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Эта простая, но берущая за душу, комедия была встречена зрителями с огромным восторгом, стала одним из самых популярных фильмов 80-хх годов и разошлась на цитаты.
Работая как режиссер над фильмами, Владимир Меньшов продолжал сниматься в кино в картинах самых разных жанров. Зрители полюбили его немолодого жениха Пашу Голикова в комедии „Где находится Нофелет?“ Многим запомнился его неравнодушный отец в социальной драме Карена Шахназарова"Курьер“. В 90-е годы Владимир Меньшов сыграл Меньшикова в исторической драме „Царевич Алексей“ (первый раз образ соратника Петра I был создан Меньшовым еще в 1976 году в комедии „Как царь Петр арапа женил“), снялся в исторических фильмах „Генерал“ и „Троцкий“, а также в других картинах. В 90-е и нулевые Громкий успех к Владимиру Меньшову-режиссеру внезапно пришел в период упадка отечественного кино — в лихие 90-е с гротесковой комедией"Ширли-Мырли». В своей картине «Ширли-мырли» Владимир Меньшов выступил одновременно и в качестве автора сценария, и в качестве режиссера, и в качестве актера. На главную роль он взял блистательного и неподражаемого Валерия Гаркалина. Блистательно сыграли Инна Чурикова и Олег Табаков, а также Угольников. Главную женскую роль Владимир Меньшов вновь доверил сыграть своей жене — Вере Алентовой. Картина получилась веселой, хотя не все восприняли специфический юмор и сатиру сюжета, посчитав некоторые линии «перебором».
В начале 2000 года Владимир Меньшов представил публике новый фильм — мелодраму «Зависть богов». Роль главной героини — Сони, немолодой состоявшейся женщины, неожиданно влюбившейся во французского журналиста — Владимир Меньшов снова отдает жене — Вере Алентовой. Небольшую роль в картине исполнил блистательный французский актер Жерар Депардье. О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были Делон и Депардье — ему позвонили первому. Он дал согласие…»
В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале «Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ», светлого мага в дилогии «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Владимиру Меньшову прекрасно удаются роли сильных волевых людей, попадающих в неожиданные ситуации. Таким был его начальник зоны в «Каникулах строгого режима», папа-генерал в «Любови-Моркови-3», и, конечно, маршал Жуков в знаменитой «Ликвидации», с которым у Владимира Меньшова к тому же обнаружилось практически портретное сходство.
Так сложилось, что в сегодняшнем информационном пространстве имя Владимира Меньшова часто звучит в скандальном обрамлении. Сначала — в 2007 года Владимир Меньшов, приглашенный вручать кинопремию телеканала MTV за лучший фильм, узнав, что этим фильмом стала драма «Сволочи», отказался вручать приз и ушел со сцены. Свой поступок Владимир Меньшов мотивировал тем, что не хочет поощрять подлый фильм, искажающий историческую правду и очерняющий историю нашей страны. В 2012 году Владимир Меньшов публично высказался негативно о решении Никиты Михалкова выдвинуть фильм «Цитадель» на кинопремию «Оскар» в номинации «Зарубежное кино». Такое свое поведение Владимир Меньшов очень четко пояснил в интервью «Литературной газете»: «Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию. Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания». В 2004 году Владимир Меньшов был ведущим шоу Первого канала «Последний герой». В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». В настоящее время Владимир Меньшов является генеральным директором и художественным руководителем ООО «Киностудия «Жанр», входящей в киноконцерн «Мосфильм».