Каждый человек мыслящий выражает свое понимание такого понятия как «любовь», в соответствии с уровнем своей образованности, воспитания и мировоззрения. О любви уже было много сказано и написано, но тема по сей день актуальна и связано это с тем, что любовь так до конца и не раскрыта и, как следствие, в этой части происходит путаница и неразбериха среди людей. Любовь рассматривают с разных точек зрения: этики, психологии, культурологии, религии, и даже биохимии. Все эти точки зрения по-своему верны, но, будучи частными, они не составляют полной, завершенной картины о любви.
Любовь — это, прежде всего, психический феномен присущий именно человеку разумному. Если говорить о животных, то они проявляют лишь одно из свойств любви, например, привязанность или верность. Но эти свойства являются лишь частным, не целым. Скажем, собака, будучи верной своему хозяину, может проявлять абсолютное равнодушие к другим людям или даже ненависть к ним, тогда как, с точки зрения Христианства, любовь выходит за рамки лишь привязанности к одному человеку, она распространяется на всё и вся. Хорошо показано это состояние у помазанника бога Иисуса Христа. Его любовь называют также «христианской», в основе чего лежит принцип «возлюбить ближнего своего». Однако это в идеале, которого могут достичь лишь люди идеальные, совершенные, как Иисус Христос.
Нам хорошо известно, что там, где есть любовь, там есть и ненависть. Неслучайно, у людей есть поговорка: «От любви до ненависти — один шаг». Это говорит о том, что любовь невечная, шаткая, уязвимая, и у нее есть свой предел, свой срок. Но, тогда как же быть с материнской любовью?! Может, именно она самая настоящая и совершенная? Была бы совершенная, если бы и у нее не было бы побочного эффекта. Хорошо известны случаи, когда эта любовь далеко не взаимная. Например, сын игнорирует любовь матери к себе в угоду любви к своей возлюбленной. Неслучайно есть легенда о том, как сын вырезает сердце своей матери лишь потому, что его возлюбленная велела ему совершить этот акт злодеяние, дабы доказать ей, возлюбленной, свою любовь и верность. Ведь, в народе эта легенда родилась неслучайно! Мужчина всегда стоит перед выбором: мать или жена? Разумеется, больше любви он должен проявлять к жене, чтобы продолжить свой род. Такова участь и его возлюбленной, чей сын также сделает выбор не в пользу матери его породившей, а в пользу той, кто будет продолжать его род. Это — вечный кругооборот.
Нам говорят, что совершенную любовь и ее эволюцию можно увидеть лишь в художественной литературе. И я стал вспоминать романы мною прочитанные, где ярко была выражена тема любви.
Когда мы говорим о любви, а тем более о романах, срабатывает ассоциация любви между мужчиной и женщиной. Не так ли? Понимаете, я тоже не исключение! Хотя мы все знаем, благодаря Фрейду, что первым объектом нашей любви была, как всегда, наша мама. Именно, наши мамы закладывают в своих детях, сыновьях и дочерях, первые свойства любви, ассоциируемые с теплом, сытостью, комфортом, защищенностью, привязанностью, нежностью и т. д. Потом наша культура нам говорит, что на мамах мальчики не женятся и мальчики начинают активно искать другой объект своей так называемой любви, напоминающий свойствами своими материнскую. То есть, инстинктивно взрослеющий мальчик ищет не сам объект любви, а объект, позволяющий продолжить его род — а с точки зрения биологии, его биологический вид. Это — инстинкт чистой воды. А то, что мы называем любовью, есть продолжение, навязанной нам культуры. Мальчиков оторвали от своих мам и символически они должны окончательно разорвать эту невидимую связь между собою и их матерью как незримую пуповину, актом символического вынимание материнского сердца из груди матери. То есть, мальчик должен сделать свой выбор, а мать, в свою очередь, не должна вмешиваться в семейную жизнь сына. Если вы заметили, в большинстве любовных романов или романов, где ярко выражена тема любви мужчины и женщины, мы, либо не видим родителей влюбленных, люди они не способны повлиять на любовную эволюции своих детей. Например, в «Камо грядеши» у возлюбленных Марка Виниция и Каллины вообще не было родителей, а в случае, с Григорием Мелеховым и Аксиньи, то, как бы ни пытались родители Григория повлиять на сына, он все равно оставался равнодушным к Наталье, к своей жене, но не преставал любить Аксинью, у которой родителей-то и не было — было лишь мимолетное о них упоминание и то, видно было, какая там была трагедия и какую мину замедленного действия они заложили в психике своей дочери и к чему это в итоге привело — к гибели Аксиньи. И думается: как жена, да и как мать, как позже оказалось, она была посредственна, но не как любовница. А так и получается в жизни, «любим мы одних, а женимся мы на других». Почему? Может любовь и брак не совместимы? Вопрос, разумеется, риторический.
Ох, и много я могу на эту тему понаписать! Но, думаю, никто эту чушь читать, акромя меня не будет!..