Владимир Толоконников не раз говорил, что с детства мечтал о сцене, но никогда не думал о славе. И тем не менее она его настигла.
По иронии судьбы, именно внешность, из-за которой Толоконникова не брали в ГИТИС, и помогла ему, никому не известному на тот момент алма-атинскому актеру театра, получить главную роль в культовом фильме и обойти таким образом самого Николая Караченцева, Алексея Жаркова и Владимира Стеклова, уже игравшего Шарикова на сцене.
«К фильму „Собачье сердце“ всё было готово. Преображенский, конечно, Евстигнеев. Деньги выделены, актёры на низком старте. Но… Шарикова нет! Перелопатили все картотеки! Я дал задание агенту по актерам отыскать человека, похожего на собаку. Мне принесли 12 пачек фотографий. Там был и мой друг Коля Караченцов. Пробовался он хорошо, лучше других, но он эту собаку играл, а нужно было в этой роли жить.
Я говорю ассистентам: „Делайте что хотите, но мне нужна собака!“
Прихожу в студию с утра. Мне девчонки: „Из Алма-Аты привезли! Толоконников фамилия! Актёр местного пошиба, конечно, но посмотрите хотя бы“.
Я открываю дверь в кабинет… И сразу закрываю. Потому что там на стуле сидит собака в пиджаке.
На пробе он разыгрывал сцену с водкой: „Желаю, чтобы все!“ Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».