Современное сумо выглядит как сплав шоу, жесткого контактного единоборства и религиозного действа, пропитанного духом традиций Ямато. Бойцы-суматори — это олицетворение древней Японии, яростной, патриархальной и непонятной, если смотреть с нашей колокольни. Сумо — это борьба богов и императоров Сам термин «сумо» по мнению японцев появился от двух древних слов: «сумахи» — танец вдвоем и «сумафу» — меряться силами. Именно силами решили померяться два японских бога, Такэмикадзути и Такэминаката, когда спорили, кому достанется Япония. Они встретились в поединке сумо, и потомки победителя стали первыми императорами Ямато. Такова легенда, записанная в Кодзики (записях о деяниях древности), датированных 712 годом. Основателем сумо считается Номи-но Сукунэ, обожествленный после того, как в поединке убил своего противника, великана Тагима-но-Кэхая, сначала ударом ноги сломав ему ребра, а потом раздробив тазобедренный сустав. Случилось это в 23 году до нашей эры — об этом написано в Нихон сёки, хрониках, датированных 720 годом нашей эры. Первые же достоверные сведения о борьбе сумо относятся к 642 году нашей эры, когда при дворе императора Когёку состоялся турнир в честь послов из Кореи. Борьба была так популярна, что ею не гнушались заниматься и императоры. Известно про поединок, в котором император Уда так толкнул соперника, что тот улетел с площадки, сломав спиной столб. А император Хорикава в XI веке при своем дворе завел и вовсе замечательные порядки: он заставлял своих чиновников каждое утро бороться друг с другом. Профессиональное сумо — только для мужчин
В Японии с древности царили патриархальные порядки, а сумо стало их средоточием. При «золотом веке» сумо, в период Эдо, когда страной правили сёгуны из клана Токугава (1603−1868 гг.), женщинам запрещалось даже наблюдать за боями профессиональных борцов. Правда, дамы настолько любили этих силачей, что приходили следить за их тренировками и в качестве знаков внимания кидали им свои пояса и накидки. Когда в период Мейдзи (1868−1910 гг) их допустили до просмотра поединков, они тут же превратились в самых ярых болельщиков. Тем не менее до сих пор женщины могут заниматься лишь любительским сумо — в профессиональный спорт им вход запрещен. Они даже не имеют права заходить на традиционный ринг. С этим связан один политический казус. С 2000 по 2008 год губернатором Осаки была женщина — Фусаэ Ота. На своем посту она должна была вручать призы бойцам, заходя на ринг. Однако ей запретили это делать, и сколько бы она не призывала Ассоциацию сумо отменить запрет, те отказывали. … Но так было не всегда
Исторические свидетельства говорят о том, что в древности и средневековье женщины все же занимались сумо. Правда, не в таких обычных обстоятельствах как мужчины. В нихон сёки написано, что в 469 году император Юряку приказывал своим фрейлинам снимать одежду и бороться. А в период Тоетоми Хидэёси (1537−1598 гг.), одна буддийская монахиня, имевшая мощное телосложение, на благотворительных соревнованиях победила всех противников-мужчин. В период Эдо существовало онна-дзумо или женское сумо. Правда, возникло оно в Осаке, в кварталах, где были бордели. В них проститутки боролись либо друг с другом, либо со слепыми мужчинами. Конечно, полноценной борьбой это назвать сложно, но женщины-борцы даже брали себе боевые имена — напрямую связаные с их профессией. Например, Титигахари (Набухшие груди), Таманокоси (Паланкин из яичек) или Кайсато (Устрица из веселого квартала).
В середине XVIII века женское сумо добралось и до Эдо, будущего Токио. Поединки проводились в храме Асакуса, пока их не объявили аморальными и не запретили. Но народ продолжал свои забавы уже неофициально и не на территории храма. В период Мейзди женщинам было запрещено бороться с мужчинами, но вот друг с другом они боролись, и в 1891 году газеты писали о целой женской театральной труппе, которая демонстрировала профессиональные поединки. Однако с 1926 года женское профессиональное сумо было полностью запрещено, и запрет не снят до сих пор, хотя по «любительскому» женскому сумо даже проводятся чемпионаты мира (первый прошел еще в 1997 году). Сумоисты не такие жирные, как кажется
Конечно, по фотографиям сумоистов видно, что у них есть лишний вес. Да и средний вес сумоиста-профессионала — 157 кг, а знаменитый борец Конисики доходил до 310 кг. Все дело в том, что в профессиональном сумо нет весовых категорий, так что бойцы, которые хотят взойти на вершину, должны набирать массу. Но судя по исследованиям, на которые ссылается О. Иванов в книге «Сумо — живые традиции древней Японии», в теле сумоиста ростом в 178 см и весом 138 кг жира меньше, чем в организме японского бизнесмена ростом 172 см и весом 75 кг. А проведенные в 2013 году исследования показали, что средний процент жира среди всех суматори всех лиг — 14, тогда как у японского мужского населения — 15−19.
Надо полагать, под мощным слоем жира находятся мощные мышцы. Даже мальчиков в школы сумо тренера предпочитают брать не с жирком, а атлетичных или тощих, так как считают, что изначально толстый парень будет ленивым, ведь он уже довел себя до такого состояния. Тем не менее профессиональные борцы сумо — люди внушительных размеров. Для них не только шьют огромную одежду и обувь: даже унитазы во дворце сумо Кокугикан в полтора раза больше, чем обычные. В школах сумо царит лютая дедовщина
Если юноша решает пойти по пути сумоиста-профессионала, он должен сразу забыть, что он у мамы самый лучший, так как в ближайшие годы его ждет только усердная работа и унижения. В школе сумо все строго иерархично. Слово наставника — закон, а младшие ученики прислуживают старшим. Иерархия во всем, включая режим. Во время банных процедур младшие трут и отмывают старших. Когда грузинского борца Мераба Цагурия спросили, что было самым сложным в сумо, он ответил, что сложнее всего было тереть в бане чужие спины. Спят младшие борцы в специальном углу, и им положены только тонкие одеяла, отчего они часто простужаются. Готовят и прибираются тоже младшие. Они же прислуживают при приеме пищи, а едят последними. Во время тренировок старший борец может таскать за волосы по площадке младшего, а тот ходит за ним на корточках, всячески изображая смирение. Если же он падает, старший пинает его ногами, заставляя вставать. Никто не жалуется: они сами выбрали этот тернистый путь, желая стать профессиональными борцами сумо. Сумо — это мир странных традиций
Вся жизнь сумоиста-профессионала пронизана необычными традициями и ритуалами. Перед тем, как зайти на ринг, борец кидает на него соль, чтоб очистить от злых духов. «Дохё» — место, где борются профессионалы, выглядит как квадратная площадка, возвышающаяся над землей на 34−60 сантиметров, сделанная из глины. Ее строят перед каждым турниром заново, используя только старинные ручные инструменты и технологии, как это делали столетия назад. Еще интереснее ритуалы, в которых религия сочетается с борьбой. Когда в Японии проходит праздник плодородия, один из борцов борется с духом риса. При этом, если он будет поддаваться, дух риса обидится, и урожай погибнет, однако по традиции дух должен победить — тогда урожай будет обильным. Выглядит это так: полуголый здоровый мужик сражается с воздухом, чудовищно напрягаясь и корча страшные рожи, а потом резко падает, проигрывая, под радостные крики зрителей. Есть и ритуал перед важным боем: сумоист выпивает свежей крови черепахи, чтобы получить побольше сил. Живой еще черепахе отрубают голову, нацеживают крови в стакан, добавляют лед и все это борец употребляет внутрь. Сумо — это борьба. Бить кулаками или ногами нельзя — но есть лайфхак
Вообще, сумо — это вид борьбы, и обычно побеждают, либо вытолкнув противника за границу круга, либо бросив его на землю, или заставив коснуться поверхности чем-то кроме стоп. По современным правилам запрещено бить противника кулаком или ногой. А вот удары ладонью не запрещены, чем некоторые бойцы и пользуются, вырубая своих противников жесткими оплеухами. С их весом и физической мощью это не так уж и сложно. Убедиться в этом можно, посмотрев эту нарезку:
Сумоисты носят боевые имена — иногда довольно забавные Каждый профессиональный борец сумо берет себе боевое имя. Это пошло еще с XVI века, когда сумо занимались ронины — самураи, лишившиеся своего господина. Боевое имя должно было и устрашить противника, и скрыть личность бойца. Такие боевые имена называются «сикона». Их дают наставники в школах, и боец не может от них отказаться. Обычно они звучат грозно, или просто красиво. Например, в средневековье были имена Инадзума (Гроза) или Оараси (Большая буря).
Но в эпоху Мейдзи (1868−1910 гг), в Японии увеличилось влияние западной культуры и появился тренд на модернизацию общества, поэтому сикона тех времен могли звучать забавно, например: Дэнкито (Электрическая лампочка) или Санкэйхо (Новый уголовный кодекс). Кроме сикона именитые борцы имеют и шутливые прозвища. Например, ёкодзуна Таканосато из-за мощных плеч был прозван «Папай» в честь знаменитого мультяшного морячка; пухлый, Онокуни был прозван «Пандой», а мощный Кайо — «Гориллой». А вот Такамисакари, который настраивался на боевой лад, хлопая себя по лицу, стал «Робокопом». Как бы то ни было, сумо — это удивительный мир, сочетающий в себе мощную спортивную подготовку и традиции средневековой Японии, отдающие запахом сакуры и красотой восходящего солнца. Если хотите проникнуться историей сумо больше, советуем книгу О.В. Иванова «Сумо: живые традиции древней Японии», а также документальные фильмы «Соль на песке. Истинная жизнь сумоиста» и «Сумо — главный поединок. Взгляд изнутри».