Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

ОБРАЗЦОВЫЕ КОЛХОЗЫ ПО-ИЗРАИЛЬСКИ
«Изначально, на заре XX века, кибуцы в Эрец-Исраэль создавались с целью превращения заброшенной земли в сельскохозяйственные угодья. Один из идейных предшественников кибуцного движения, Аарон Давид Гордон, считал, что именно земледельческий труд дает евреям право на земли прародины. От первопроходцев требовались изрядное мужество и энтузиазм, чтобы пережить голод, болезни — малярию, дизентерию и лихорадку, а также отсутствие элементарных удобств, даже воды. Например, в кибуце Хацерим в первые годы существования в удушающей жаре пустыни Негев воду распределяли чашками.

Пятый премьер-министр Израиля Голда Меир в книге воспоминаний „Моя жизнь“ описала свое пребывание в кибуце Мерхавия, куда она приехала в 1921 году. Меир поначалу работала на сборе миндаля и посадке деревьев — уставала так, что после работы пальцем не могла пошевелить. Гороховая каша, которой кормили на ужин, не стоила труда, затрачиваемого на то, чтобы поднести ко рту вилку. (Хорошо, что она была: вилок на всех не хватало.) „Рацион состоял из прокисшей каши, неочищенного растительного масла (арабы продавали его в мешках из козьих шкур, отчего оно невероятно горчило), некоторых овощей с бесценного кибуцного огородика, мясных консервов, оставшихся после войны от британской армии, и еще одного неописуемого блюда, которое готовилось из „свежей“ селедки в томатном соусе“. „Свежатину“ ели на завтрак. Рабочие платья мастерили из сотканной арабами мешковины, в которой прорезали три дырки — для рук и головы, и оставалось только подвязать платье веревкой.

Арабское окружение было настроено враждебно, эта враждебность усиливалась по мере разрастания в Палестине еврейских поселений и вылилась в восстание ее арабского населения в 1936—1939 годах. Многие кибуцы в эти годы начинались со „стены и башни“, то есть строились как укрепленные поселения, способные к самообороне. До создания Государства Израиль в 1947 году они играли важную роль в защите еврейской общины и формировании армии новой нации. Например, в кибуце Мааган-Михаэль, основанном в 1939 году, когда Палестина находилась под британским мандатом (19201948), была создана подземная фабрика по производству оружия, которым снабжалась „Хагана“ — подпольная еврейская организация, действовавшая в подмандатной Палестине и ставившая целью защиту еврейских поселений от арабов. Многие кибуцники были членами „Хаганы“.

„Обобществление детей“ в кибуцах продолжалось вплоть до 1970-х, когда еврейские мамы взбунтовались против этого

Колхоз по-еврейски
Иммигранты Третьей алии (переселение евреев в Палестину в 1919—1923 годах), сформировавшие кибуцное движение, были идеалистически настроенными пионерами, вдохновленными созданием СССР и социалистическими движениями. В качестве принципов организации кибуца выдвигались равное распределение дохода, обобществление детей, большая доля общественных благ в потреблении, отсутствие частной собственности, доходившее до отсутствия личной. Основатели кибуцного движения не владели не только скотом и домами, но даже одеждой, которую носили. В первом кибуце Дгания („Василек“), созданном в 1910 году, имелось лишь несколько комплектов одежды, в которой можно было отправиться в город. Возвращающегося кибуцника на остановке мог поджидать уезжающий, и они обменивались обувью.

Во многих кибуцах жили в палатках, в одну палатку могли поселить две семьи — не только по причине бедности, но и в силу неукоснительного следования принципам коллективизма и обобществления всего, что только можно. Один из старожилов кибуца Гиват-Бреннер вспоминает, что, если два члена общины занимались любовью, ожидалось, что они публично поделятся опытом с остальными. В первые годы существования кибуцев считалось неприличным, если в общественной столовой муж и жена сидели рядом.

Воплощение идеи равенства доходило, например, до того, что в Гиват-Бреннер в 1930-х годах ополчились на одного члена, у которого в городе был родственник-дантист, вылечивший ему зубы: требовали равного доступа к услугам стоматолога. Меир вспоминает, что кибуцная дисциплина не разрешала брать что-нибудь одному, не делясь со всеми, и нельзя было приготовить себе питье, когда изнуряла жара, или вскипятить чаю, когда холодно, а о том, чтобы заварить чай в своей комнате, речь вообще не шла. Запрещено было получать наследство, подарки от родственников, даже выплаты Германии семьям жертв холокоста в 1950-х полностью шли в общий котел.

Дети обобществлялись в большинстве кибуцев вплоть до 1970-х. Они жили в интернатах, родители могли лишь навещать их. Идеологическая база под коллективное воспитание детей подводилась такая: профессиональные педагоги справятся с воспитанием лучше родителей, дети будут освобождены от „традиционной, буржуазной, авторитарной семьи“, будут расти в обществе детей, женщина будет освобождена от экономической зависимости от мужчины, а дети — от эдипова комплекса. Конец этому положил женский бунт: женщины — это было поколение мам, выросшее в интернатах, — потребовали вернуть детей в семью, они полагали, что лучше быть домохозяйкой и заботиться о родных, чем работать прачкой в кибуцной прачечной или поварихой в общественной столовой.

До недавнего времени члены кибуца обязаны были работать в самом кибуце. Рабочая сила со стороны не привлекалась, поскольку ее наем считался эксплуатацией.
Душ, туалет, радио в квартире, обед в кругу семьи, ночевка детей в доме родителей, замена общих скамеек на индивидуальные кресла — все это вплоть до 1970-х считалось предательством принципов
…В начале прошлого века в израильских кибуцах общими были одежда и нижнее белье. Право на личную жизнь отрицалось».

Опубликовал    22 мая 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

У землян нет денег, чтобы доставить воду в засушливые районы Земли,
но есть деньги, чтобы искать воду на Марсе…
После этого стоит задаться вопросом: Есть ли на Земле разум?

Опубликовал  пиктограмма мужчиныAlter-ego  26 авг 2012

Любовь вращает землю, я думаю, она даже раскрашивает мир…

https://stihi.ru/2020/08/05/9513

Опубликовала  пиктограмма женщиныДаре Мачавариани  23 авг 2020