28 апреля 1924 года родился легендарный, потрясающий актер, театральный режиссёр Донатас Юозович Банионис.
Из интервью:
Любимая роль — не понимаю, что это значит. Не спать же мне с любимой ролью, не целовать ее? Я снялся почти в 100 фильмах, из которых могу выделить только пять: «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Солярис», «Приключения принца Флорезеля» и «Гойя», которые достойны внимания. Причем в достоинствах фильмов — главная заслуга режиссеров, а не актеров, в частности, меня. Я делал то, что мне говорил режиссер, произносил текст, который был написан, правда, мой голос с акцентом потом переозвучивали.
Картина, которая мне принесла известность, — бесспорно, «Никто не хотел умирать». После этого меня стали узнавать. А в этом фильме у меня роль председателя сельсовета, и некоторые горячие литовские головы меня отчаянно за нее ругали. Дескать, я там такой просоветский. Но в картине показана трагедия литовского крестьянства, когда людей эшелонами увозили в Сибирь. Я помню сам этот ужас, когда без суда и разбирательств приезжали на хутор и давали два часа на сборы и все. Старух и грудничков грузили в товарные вагоны только за то, что во дворе было две коровы. Так и было. Я все это видел своими глазами. 1516 июня 1941 года самые большие эшелоны, груженные литовцами, ушли в Сибирь. У меня до сих пор стоит в ушах крик этих людей. Все не могли понять: за что?..
Помню, когда я снимался в знаменитой картине Михаила Калатозова «Красная палатка», а это был международный проект с участием итальянской звезды Клаудиа Кардинале, мои зарубежные партнеры стали рассказывать, сколько у них был жен, и какие все они были красавицы. Когда дошла очередь до меня, я признался, что жена у меня одна, и другой не было. Меня не поняли: как это одна, почему одна? И с такой жалостью на меня смотрели, будто я смертельно больной. С Оной мы прожили 60 лет в любви и еще раз любви. После смерти Оны живу один. Даже поссориться не с кем.
Сейчас вместе со старостью пришла бессонница, и я много думаю ночами. Недавно вспомнил случай, после того как вышел на экраны фильм «Солярис» и мою работу в этой картине хвалили все: и враги, и друзья. Вскорости пришло письмо из Куйбышевской области, в котором одна женщина мне писала так: «Дорогой Банионис, мы Вас очень любим, но больше в такой халтуре, как „Солярис“, не снимайтесь никогда…» Глубокое искусство это не для всех. Хотя с Тарковским работать было очень трудно. Очень! Он был бесконечно глубокий человек и весь в себе. Часто не находил слов, чтобы выразить то, что он хочет. Ходит, что-то мыкает, морщится, а ты поди угадай, что ему нужно. Мог несколько раз за час подойти и попросить открыть глаза и закрыть, и посчитать то до десяти, то до двадцати…
Я сегодня веду жизнь пенсионера. Живу даже затворнически. То, что творится на улице, понимаю плохо. Но жизнь-то — качели: взлеты и падения неизменно идут друг за другом. Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть, там одно кривлянье. И никто не терзается вопросом: «Быть или не быть?»… Шекспир ушел, остались собачки в цирке. Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучаются им…
Понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты. Может, вам это покажется странным или даже страшным… Живу, и все. Уже не осталось никого из друзей. Из тех, с кем я начинал работать в 1941 году, из моей молодости уже никого не осталось. Она вся на погосте. Уже ничего не цепляет в этой жизни…