УВЕЩАНИЯ В ГРЕХАХ
В ПОРЯДКЕ 20 МЫТАРСТВ
Мытарство 1. — Не подвержены ли вы пороку празднословия? Не любите ли бесед безрассудных, скверных, нечистых? (9 зап. Зак. Бож.).
А для того чтобы обуздать этот язык свой, молитесь сколько возможно чаще: «Положи, Господи, хранение устом моим!»
— Не произносили ли слов непотребных, срамных и кощунственных? (3 зап. Зак. Б.). Не соглашались ли малодушно с теми, кто кощунственно осмеивал св. учение, таинства и обряды св. Матери-Церкви? (8 зап. блаж.).
Этот грех близок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание Божие. На всяком месте очи Господни; они видят и злых и добрых (Притч. 15, 7) и что Бог не оставит безнаказанным богохулящего. (Прем. 1, 6−9).
— Не любили ли предаваться суесловию, сквернословию, петь бесстыдные ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ песни, производить бесчинные крики, смех и хохот? (7 зап. З. Б.).
Может быть, вы не считали все это за грех и не исповедовались во всем этом духовному отцу и не раскаивались? Не говорили ли вы когда лжи? (9 зап. З. Б.).
Мытарство 2. — «Мерзость пред Господом уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему». В св. Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог. Он сам говорить: «Аз есть путь и истина и животе». Видите, от Кого мы отлучаем себя, когда лжем и с кем соединяемся ложью! — Не согрешили ли когда клятвопреступлением? (3 зап. З. Б.).
Господь грозно наказывает клятвопреступников (царь Седекия иудейский и Навуходоносор). Св. Василий Вел. не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше потерпеть за истину, чем изменить клятве (пр. 82).
— Не божился ли ты? Не призывал ли имя Божие напрасно, в обыкновенных разговорах, без должного благоговения? Не принуждал ли кого к божбе? (3 зап. З. Б.).
В Ветхом Завете по закону побивали камнями тех, кто произносил имя Божие с пренебрежением. (Лев. 24, 16). «Слуга не смеет без нужды назвать имя своего господина, а ты имя Господа, ангелов произносишь везде без нужды и с великою небрежностью!» — замечает св. Златоуст.
— Не клялись ли когда ложно, т. е. не утверждали ли клятвою того, чего не было? (3 зап. З. Б.).
Господь воспрещает ложную клятву и указывает на Себя как на Отмстителя лжи (Лев. 19, 12). Всевидящий видит самые тайные помышления нашего сердца и, как Правосудный, строго взыщет за поругание Его имени (Анания и Сапфира).
— Не оклеветали ли кого на суде? (9 зап. З. Б.). Клевета строго запрещена в слове Божием (Исх. 20, 15). Клевета удаляет от Бога, как утверждает царь Давид (Нс. 14, 1−3). Господь нередко и в этой жизни строго наказывает клеветников (житие св. Петра Митр. Москов.).
— Не нарушали ли когда данных Богу обетов? (3 зап. З. Б.).
«Человек, — говорит св. прор. Моисей, — иже обещает обет Господу или заклянется клятвою, вся, елика изыдут из уст его, да сотворит». Видите, обеты стоят наряду с клятвою. Все свв. угодники Божий и в Ветхом и Новом завете строго исполняли данные Богу обеты: Пр. Иаков — в Вееиле, пр. Анна — в скинии, Пресв. Дева Мария — во храме и др.
— Искренно ли всегда исповедуете свои грехи? Не утаивали ли чего на исповеди? (3 зап. З. Б. и 4 зап. церковная).
Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него прощение, но Дух Святый, сердцеведец, не простит и не разрешит его. За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, при своей кончине, мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат
мучению во аде. Об этом есть много сказаний в душеполезных книгах.