Идея привлечения клиентов и их облапошивания из романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне» (1967).
Читая роман-сказку «Незнайка на Луне», поражаешься, насколько хорошо Николай Носов, живя в СССР, понимал устройство капиталистического мира и основы маркетинга. Вот один из примеров этого.
Незнайка и Козлик, желая сэкономить, поселились в гостинице с привлекательным названием «Экономическая», которая предлагала «самые дешевые номера на свете» всего за 50 сантиков (лунная денежная единица).
Но, войдя в номер, они обнаружили неприятный сюрприз: чтобы в комнате был свет, нужно было положить в специальный «язычок» 1 сантик. Вскоре, выяснилось, что кровати без сантика не откидывались от стены, а телевизор не включался. Постельное белье и подушки также выдавались только за деньги. Даже вода из крана не лилась без дополнительной платы. Ночью в номере было очень холодно и друзья решили позвать коридорного. Оказалось, что это тоже платная услуга как и отопление.
— А! — закричал Козлик. — Теперь мне понятно, почему гостиница называется «Экономической»! Потому что здесь можно сэкономить уйму денег. Захотел сэкономить сантик — спи без простыни или без одеяла. За два сантика можешь спать без подушки. А за целый пятак спи на голом полу. Сплошная выгода!