На протяжении многих лет Ирина Розанова востребована в актерской профессии. Ее, без преувеличения, можно назвать одной из самых снимаемых и узнаваемых актрис «перестроечного» и «постперестроечного» периода. Когда-то она была провинциалкой, которая приехала покорять Москву.
Родители Ирины были актерами Рязанского драматического театра. Розанова впервые оказалась на сцену буквально уже через месяц после своего рождения. По сути, все ее детство прошло за кулисами. В юности Ирина уже уверенно чувствовала себя на сцене, и играла серьезные роли, требующие бешеной самоотдачи. После того, как Розанова заявила родителям о своем намерении стать актрисой, они стали ее отговаривать. Однако Ирина твердо решила состояться именно в этой непростой и непостоянной профессии.
В один из дней Розанова пришла на вступительные экзамены в Щепкинское театральное училище. Увидев среди экзаменаторов известного актера Виталия Соломина, Ирина так разволновалась, что позабыла обо всем на свете, наспех прочла свой монолог, и с треском провалилась. Один из членов приемной комиссии в грубой форме заявил Розановой, что ей стоит задуматься о другой профессии, и навсегда забыть об актерстве. Весь следующий год Розанова усердно готовилась к экзаменам. Параллельно она работала в одном из столичных театров костюмером. Старания не прошли даром. Уже через год Розанова успешно сдала экзамены в ГИТИС.
На втором курсе харизматичную актрису с фактурной внешностью стали приглашать в спектакли, которые ставились на сцене Театра им. В. Маяковского. Окончив ГИТИС, Розанова стала полноправной актрисой труппы. В Театре им. В. Маяковского Ирина выступала вплоть до конца 80-х. Пока кино и театр окончательно не развалились ввиду кардинальных перемен в стране, тотальной безработицы и безденежья. Параллельно с работой в театре Ирина снималась в кино. В 1985 году на экраны вышла ее дебютная киноработа. Лента «Подружка моя» хоть и прошла мимо внимания массового зрителя, все же стала очень значимой для карьеры молодой актрисы. В дальнейшем ее послужной список пополнился такими фильмами, как: «Алый камень», «Где находится нофелет?», «Единожды солгав…», «Слуга», «Биндюжник и Король», «Интердевочка», «За прекрасных дам», «Катафалк» и др.
Роли взбалмошных и темпераментных героинь стали визитной карточкой Розановой. Не менее успешными киноработами актрисы стали: «Анкор, еще анкор!», «Облако-рай», «Циники», «Петербургские тайны», «Дети понедельника», «Механическая сюита» и др.
Официально Ирина Юрьевна была замужем трижды. Ее избранниками были: режиссер Евгений Каменькович, оператор Григорий Беленький и продюсер Тимур Вайнштейн. При этом, в жизни актрисы было немало романов. К сожалению, ни один из них так и не подарил ей радости материнства. Ко всем своим бывшим мужьями Розанова относится с большой любовью и уважением. Тему детей в своих интервью Ирина Юрьевна не затрагивает. Судя по всему, она для нее очень болезненная.
На сегодняшний день 59-летняя актриса не сбавляет темпов и ежегодно пополняет свой послужной список несколькими проектами. Она одинаково убедительна во всех амплуа, будь то положительная героиня или отрицательный персонаж.