Удивительно, но один из самых мрачных альбомов в творчестве Pink Floyd был создан в очень стабильное для группы время. Они уже заработали немалую известность, обзавелись домами, и часто проводили вечера в гостях друг у друга в компании своих жен. Барабанщик Ник Мейсон к тому времени уже готовился стать отцом.
Несмотря на такую размеренную жизнь, группа составила целый список из проблем, которые больше всего их тревожили. Жесткие сроки, путешествия, боязнь перелетов, соблазн денег, страх смерти, а также умственное напряжение, граничащее с безумием… Вооружившись этим списком, Роджер Уотерс взялся за написание текстов, которые впоследствии станут основой «The Dark Side of the Moon». После ухода Сида Барретта именно на него легла обязанность писать слова песен, и он весьма достойно с ней справился — пусть даже он впоследствии крайне пренебрежительно высказывался о своих текстах, называя их «материалом для младшего школьного возраста».
Ранняя, концертная версия «Dark Side «была записана практически за две недели. Первая проба прошла в театре «Rainbow «с полным аншлагом. На все четыре концерта билеты были раскуплены почти полностью. Однако, хотя «живая» версия альбома была хорошо проработана, студийная запись растянулась почти на весь 1972 год.
В самом начале работы над «Dark Side» в студию командировали Алана Парсонса, тогда еще малоизвестного помощника инженера записи. После работы в отделе копирования пленки в «EMI» он твердо намерился стать звукооператором. Набравшись опыта при записи альбомов «The Beatles» «Abbey Road» и «Let It Be», он приобрел широкие знания всех аспектов работы в звукозаписи. Помимо этого, Парсонс обладал не только идеальным слухом, но и был способным музыкантом. Кто знает, получился бы «Dark Side» таким выдающимся, если бы не этот звукооператор?
Композиция «Speak to Me» задумывалась как увертюра и представляла собой прообраз всего последующего. Интересный трюк получился при записи знаменитого сердцебиения в начале трека. Изначально музыканты хотели использовать больничные записи стука сердца, но все они оказались слишком неровными. Тогда на помощь пришли новые технологии звукозаписи. Ник Мейсон записал очень мягкий бой по басовому барабану, снабженному мягкой прокладкой. Затем во время монтажа этот бой замедлили до частоты нормального сердцебиения, и результат получился почти неотличимым.
«Breathe» представляет собой эксперимент по использованию одной и той же мелодии для двух песен — или, если более точно, для двух фрагментов между песнями, так что они возникают в качестве реприз после «On the Run» и «Time».
Для часов, открывающих «Time», использовали не архивную запись из библиотеки, а реальную квадрафоническую запись, которую Алан Парсонс сделал за пару месяцев до записи альбома. Он тогда отправился в часовой магазин и записал одновременный бой, тиканье и звон нескольких десятков часов.
«Great Gig» была вещью Рика Райта, в которой вокальная часть как бы парит над инструментальной. В записи участвовала Клэр Тори, которую порекомендовал Алан Парсонс. После инструктажа Дэвида и Роджера, она выдала настолько мощные партии, что даже засмущалась от того, «насколько далеко она зашла». Собираясь извиниться, Клэр открыла дверь в аппаратную и обнаружила, что все пребывают в полном восторге от нее.
Ник и Роджер записали звон монет для «Money «в домашних условиях, и затем отнесли записи в студию. Ник просверлил дырки в монетах и нанизал их на струну; записанный фрагмент пускался по петле. Роджер записал звук монет, крутящихся в чаше, которую его жена использовала для гончарных работ. Эффект рвущейся бумаги был создан предельно просто — путем разрывания бумаги перед микрофоном. Треск кассовых аппаратов был взял из музыкальной библиотеки. Каждый звук отмерялся на пленке при помощи линейки, прежде чем эту пленку резали на кусочки равной длины, после чего аккуратно склеивали.
«Us And Them» представляла собой лирическую композицию Рика Райта. Следующий трек, «Any Colour You Like», дает некую передышку в плотном звучании пластинки, внося свой вклад в динамику в качестве паузы перед «Brain Damage». Хотя вокал на всем альбоме был поручен Дэвиду Гилмору, куплеты на «Brain Damage» и «Eclipse» исполняет Роджер Уотерс.
Обрывки речи, разбросанные по альбому, были более поздней задумкой. Группа записала их за один вечер перед окончательной сборкой альбома. Сначала Роджер набросал список из вопросов о безумии, насилии и морали. Ник записал их на отдельные карточки, после чего их разложили лицом вниз на музыкальной стойке в Студии-3. Далее музыканты стали приглашать в студию всех, кого могли найти — членов дорожной бригады, звукооператоров, других музыкантов, которые там записывались. Приглашенных просили встать на табурет, прочесть про себя выбранную карточку, а затем просто дать свой ответ в микрофон.
Так вышло, что многие участники этого «эксперимента» нервничали во время записи. Они в одиночку стояли на табурете под пристальным вниманием целой бригады за звуконепроницаемым стеклом, и от этого не могли искренне ответить на вопрос. Даже Пол и Линда Маккартни, которые тоже оказались среди участников этой затеи, отвечали на вопросы очень осторожно, сдержанно. Их голоса в итоге не были включены в альбом. А вот простые рабочие чувствовали себя куда увереннее. Джерри О’Дрисколл, портье-ирландец в «Эбби-Роуд», стал несомненной звездой альбома. Он выдал целый поток шуток и незатейливой философии, приправленный щепоткой меланхолии. Его затихающий голос слышен в самом конце альбома, и фраза: «У Луны нет никакой темной стороны. На самом деле, она вся темная», — окончательно решила вопрос с названием альбома.
После записи монологов наступил черед монтирования затуханий звука, а в доцифровую эпоху монтирование эпизодов, когда одна запись затухает по мере того как другая всплывает, было адски сложным процессом. Пришлось прикатить со всех концов здания гигантские магнитофоны и подключить их к микшеру. Магнитофоны останавливались и снова запускались, пока дрожащие руки возились с микшерными потенциометрами. Одна-единственная ошибка означала новый запуск всего процесса.
В 1972 году, несмотря на технические сложности, существовал не один способ микширование трека. Причем не было правильного и неправильного пути. Некоторые предпочитали микширование, дающее звучание единого ансамбля — подобно тому, как классический оркестр способен воспроизводить сбалансированный звук, в котором ни один инструмент не возвышается над остальными. Для других композиций необходимо получить один чистый сольный голос, инструмент или звук, довлеющий над остальными. При работе над «Dark Side» музыканты очень горячо спорили по поводу сведения вокала, ритм-секции, звуковых эффектов и гитар. Это можно воспринимать как ранние тревожные сигналы больших разногласий в группе. Ника и Роджера тянуло к экспериментам с балансом инструментов, а также к использованию немузыкальным инструментов. Дэвид и Рик отдавали предпочтение чисто музыкальным решениями. К тому же, Дэвид любил эхо, а Роджер склонялся к тому, чтобы звук был «суше».
Выпуск альбома был запланирован на март 1973 года. Первой причиной его успеха была хорошая рекламная кампания. Сторм Торгерсон явился с целым рядом идей, но как только музыканты увидели изображение призмы, они сразу решили: это именно то, что нужно.
У всех есть собственное мнение, почему альбом «The Dark Side of the Moon» так замечательно продавался. Общее число продаж составило 35 миллионов. Было также подсчитано, что каждая четвертая британская семья имеет дома экземпляр альбома — в той или иной форме. Интересную точку зрения приводит в своей книге Ник Мейсон:
Моя точка зрения заключается в том, что никакой отдельной причины такого успеха не существует. Просто некоторое число факторов сработало сообща и умножило эффект. Первоначальной причиной стала мощь, с которой были написаны песни. Альбом «Dark Side» содержит по-настоящему яркие, сильные песни. Тексты песен очень глубоки и несут в себе резонанс, на который люди легко откликаются.