Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Когда в перестроечные годы Джордж Лукас, режиссёр одного из самых кассовых фильмов о космосе «Звёздные войны», посетил Москву, он попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. На недоумённый вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» — Лукас ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“. Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму».

Скудные сведения о Клушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии „Леннаучфильм“, в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается».

Лукасу солгали. Павел Владимирович Клушанцев был фактически отлучен от кино и доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке.

Чиновники сделали все возможное, чтобы эта встреча не состоялась.

Но Клушанцева все-таки разыскал другой голливудец — Роберт Скотак, дважды лауреат кинопремии «Оскар». Он получил их за разработку специальных комбинированных киносъемок и спецэффектов. Скотак прислал Павлу Владимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и что скрупулезно изучил в синематеке фильмы Клушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы Клушанцев снял задолго до их появления.

Вскоре в Америку ушла увесистая бандероль с рукописью, в которой Клушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. Мастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами.

Но и подробные разъяснения Клушанцева не убедили Скотака. И тогда он сам прилетел в Санкт-Петербург.

Вскоре, в 1995 году, в 85-летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале Discovery выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком — «The Last Frontier», а журнал «American cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев — российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном, Джорджем Полом.

Скотак, прекрасно знающий «who is who» в кино, откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и даже не Стенли Кубрику, который снял свою «Космическую Одиссею» гораздо раньше «Войн» (в далёком 1968 году), а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу: «Метеориты» (1947 г.), «Вселенная» (1951 г.), «Дорога к звёздам» (1957 г.), «Планета бурь» (1961 г.), «Луна» (1965 г.), «Марс» (1968 г.).

Опубликовал    12 апр 2021
3 комментария

Похожие цитаты

" В бой идут НЕ одни старики".

— Как же вы не заметили? Мы же сегодня над моей Украиной дрались. — А как тут заметишь? Те же поля, дороги, села. — Э, нет. А воздух? Другой. А небо — голубее и земля зеленее.

Чтобы сказал на это ты, Маэстро?
Над ридной Украиной снова бой.
Двадцатилетняя в гробу невеста
и детство перечёркнуто войной…

За что сражались вы с «поющей», Титаренко?
Сто грамм за сбитый и по пояс — ордена…
Турчинов, Яценюк и Порошенко
И зверствует опять «Галичина»!

Вам бы поднять, Маэстро, эскадрилью
и врезать бы «Смуглянкой» по хребту!
Чтоб не делили Украину и Россию
ни в сорок первом, ни в четырнадцатом году!

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  02 июн 2014

Маэстро был и слаб и худ,
А Муза требовала сказки,
И ждал, когда же позовут
его для нежности и ласки.

Он встретил юную ее —
в сплетении весны и лета,
А в сердце ангел острие-
вонзил. И поразил поэта.

Он ждал и звал ее. Ласкал
во сне, мечтах. Она играла.
Дрожали губы и… бокал
вина среди осколков зала.

Опубликовала  пиктограмма женщиныОЛЬГА ТИМАНОВА _  26 мая 2016

Маэстро

Нацисты хотят снести памятник Леониду Быкову

Ну что, Маэстро?
От винта!
Бери тальянку!
Твоя страна теперь не та Смуглянка.

Похерив память о войне,
где кровь пролил ты,
она подносит сатане
сто грамм за сбитый.

Никто не думал отродясь,
что пьяный дядя
её на деньги и на власть
махнёт не глядя.

Опубликовала  пиктограмма женщиныНаташика  26 авг 2016